ХРАМ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ

МОСКОВСКОЙ В ДМИТРОВСКОМ

Паломническая поездка Молодежного клуба “Логос” в Ростов Великий

4 декабря 2018 года по благословению настоятеля храма отца Димитрия состоялась паломническая поездка Молодежного клуба “Логос” в сопровождении взрослых в прекрасный город Ростов Великий, один из старинных городов России, который прославлен своею историей и святынями.
Великими на Руси называли только два города – Новгород, северную столицу Руси, и Ростов, подобно сказочному «граду Китежу», раскинувшемуся на берегу озера Неро. Впервые Ростов упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом. Вместе с князем Олегом ростовчане ходили на Киев в 882 году и на Царьград в 907 и 911 годах. Ростов был одним из русских городов, которым Византия платила дань. Это самый древний город в Северо-Восточной Руси. Великие киевские князья посылали сюда на княжение своих сыновей.
Территория, на которой расположен Ростов, до прихода славян была заселена мерянскими племенами, являвшимися ветвью северного чудского народа, родственного финнам. Меря жили в основном скотоводством. Первые славяне, появившиеся здесь не позднее VIII века и пришедшие скорее всего из Новгорода, привили мерянам свою более развитую культуру, путем создания смешанных семей. К IX веку язык, обычаи и религия меря исчезли бесследно. Только название города, возможно, осталось от мерянского вождя Росты. Хотя есть и другие предания, рассказывающие о происхождении и названии города.
Первым местом паломничества стал Богоявленский Авраамиев женский монастырь, где нас встретил настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Скнятиново иерей Александр Парфенов, который стал нам рассказывать о истории этого монастыря. Предание об основании монастыря содержится в житии Авраамия Ростовского. Согласно ему, на этом месте некогда стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись древние жители. Истукан был разрушен содействием апостола и евангелиста Иоанна Богослова, явившегося сюда после молитвы отшельника Авраамия и вручившему ему жезл: жезлом и был сокрушён идол. На месте поверженной языческой святыни отшельник построил храм и основал монастырь. Внимательно выслушав отца Александра, мы поклонились мощам преподобного Авраамия Ростовского в Церкови Николая Чудотворца.
Далее наш путь лежал в Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь. Панорама монастыря производит впечатление сказочного чудо-города, прекрасно вписанного в приозерный ландшафт. Расположенный на самом берегу озера Неро, он был основан в 1389 году Ростовским святителем Яковом. О жизни святителя известно немного. Ему удалось спасти Ростов от иконоборческой ереси, которую распространял некий Маркиан. Он смягчил наказание одной преступнице, сказав евангельские слова: «Безгрешный пусть бросит камень в грешницу», тем самым нарек на себя гнев смутьянов и был изгнан из города. Епископ Иаков поставил себе хижину неподалеку от города и скоро вокруг него стали собираться преданные ему горожане. Вскоре ростовчане раскаялись и просили святителя вернуться, но праведник остался в своей тихой обители. Так был основан монастырь.
Святитель Димитрий Ростовский, давший монастырю второе имя, был назначен на Ростовскую кафедру в 1702 году. Еще в 1684 году, находясь в Киево-Печерской Лавре, он начал двадцатилетний труд по составлению Четьих Миней (календарного собрания житий святых). За письменные труды уже при жизни святителя называли Русским Златоустом. Видя невежество многих священников, он организовал и содержал за свой счет Ростовское Духовное училище, в котором обучались до 200 человек.
Димитрий Ростовский скончался в 1709 году, ему было 58 лет. Через сорок три года мощи святого обретены нетленными и оказались чудотворными.
У раки с мощами свт. Димитрия Ростовского мы пропели положенные песнопения, тропари и кондаки.
Посетив Зачатьевский собор и погуляв по территории монастыря, мы отведали монастырскую трапезу, после чего, в завершение паломнической поездки мы отправились в Борисоглебский мужской монастырь, славный своей многовековой историей и особенно подвизавшимся здесь великим угодником Божиим периода великой русской смуты XVII века – преподобным Иринархом Ростовским, мощи и вериги которого, как и мощи основателей монастыря преподобных Феодора и Павла являются духовным фундаментом этого монастыря-крепости.
Уже поздно вечером, поблагодарив отца Александра за удивительную поездку, за его истории об основании монастырей и самого города Ростова Великого, мы тронулись в обратный путь в Москву.