ХРАМ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ

МОСКОВСКОЙ В ДМИТРОВСКОМ

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Троице-Одигитриева Зосимова пустынь

В тихом живописном месте всего в ста километрах от Москвы располагается древняя обитель, основанная в середине XV века прп. Пафнутием Боровским. С тех пор это место как магнит притягивает к себе паломников со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Они приходят,  чтобы в монастырских стенах отдохнуть от житейских проблем, скинуть со своих плеч бремя повседневных забот, насладиться внутренней тишиной намоленного веками места.

История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры. Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря – главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители. Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории  монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться. Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь. После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины. Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания. Новейшая история Пафнутьевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.

Преподобный Пафнутий

Преподобный Пафнутий родился около 1395 года в селе Кудиново недалеко от Боровска. Родители его Иоанн и Фотиния были благочестивые и богобоязненные люди, воспитавшие сына, названного в крещении Парфением, в благоговении и страхе Божием. С детских лет Парфений возлюбил Господа, был тих и смиренен, любил уединение и молитву, чтение Священного писания и жития святых Божиих угодников. Поэтому, когда ему исполнилось  восемнадцать лет, он оставляет мир со всеми его прелестями и соблазнами и поступает в Высокий монастырь Покрова Божией матери, расположенный недалеко от города Боровска, где принимает от игумена Маркелла монашеский постриг с именем Пафнутий. Свыше двадцати лет подвизался преподобный Пафнутий в Покровском монастыре, пройдя все послушания и угождая Богу трудами и молитвами. Наставником ему был Никита Серпуховской, ученик преподобного Сергия Радонежского. Семь лет пробыл молодой инок на послушании у опытного старца. Постепенно Пафнутий из юного послушника превратился в опытного монаха, подвижника и был избран братией и Боровским князем в игумены обители. Возведение его в игуменский сан совершил преосвященный Фотий, митрополит Киевский и всея Руси.   Управляя монастырем, преподобный Пафнутий много трудился, в послушаниях и  молитве являя пример для братии. Около 1440 года он тяжело заболел и, готовясь к своему отшествию из этого мира, принял Великую схиму. Но Господу Богу было угодно другое: Пафнутий исцелился от болезни и удалился из монастыря с одним из своих учеников в поисках нового места для служения Богу. Он побывал в разных обителях, в том числе в Троице-Сергиевой Лавре и в Оптиной Пустыни, везде молясь об открытии ему Божьей воли. По молитвам и ходатайству Своей Пречистой Матери Господь указал Преподобному пустынное живописное место недалеко от его прежней обители, на противоположной стороне реки Протвы. Он поселился на этом месте с одним из учеников. Очень быстро вокруг подвижника собралась новая братия, началось строительство деревянного храма в честь Рождества Божией Матери. 1444 год считается датой основания монастыря  преподобного Пафнутия, который сам он называл домом Пречистой Божией Матери. До глубокой старости, более тридцати лет, подвизался Пафнутий на этом месте, освящая его трудом и молитвой, собирая и воспитывая братию в послушании и страхе Божием. Получив от Бога извещение о своей скорой кончине, преподобный провел оставшееся время в посте и непрестанной молитве, наставляя братию и учеников. Возложив все упование о своей душе и вверенной ему от Бога обители на Господа и Его Пречистую Матерь, преподобный Пафнутий тихо предал свою душу в руки Божии 1 мая (ст. стиль) 1477 года. Всеблагий Господь совершил через Своего угодника множество чудес, оставив на века потомкам пример Богоугодной жизни и святую память о нем, многократно сохраняя  обитель преподобного Пафнутия от разорения. Даже и до сего дня Господь являет его предстателем и молитвенником за всех с верою и любовью приходящих к нему.

Источник: http://www.pafnuty-abbey.ru/about/

Троице-Одигитриева Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевский монастырь находится среди лесного массива в 10 километрах от отметки 58-го километра от Москвы по Киевскому шоссе. Обитель основана по благословению святителя Филарета Московского в 1826 году преподобным Зосимой (Верховским, 1767-1833), известным пустынножителем, духовным писателем, основателем двух женских монастырей.

Основание монастыря на этом месте было чудесно предзнаменовано свыше. В соседнем селении Рыжкове в часовне находилась чудотворная икона Божией Матери «Одигитрии», которую во время отступления французов осенью 1812 года крестьяне скрывали в чаще леса и по очереди её сторожили. Однажды какой-то седенький старичок, проходя мимо, сказал им: «Матерь Божия прославит здесь имя Свое». Его появление очень удивило крестьян-сторожей, т.к. они знали, что вокруг нет ни дороги, ни тропинки, – только леса и непроходимые болота. Предсказание сбылось через четырнадцать лет. Землю для устроения обители пожертвовала помещица Мария Семёновна Бахметева. Старец Зосима не сразу согласился на её предложение – сестер страшили непроходимые болота, покрытые лесом и кустарником, окружавшие это место, да и удалённость от Божиего храма. Ближайшая приходская церковь в селе Рудневе находилась в четырёх верстах, а весной и осенью дорога к ней становилась непроходимой. Старец ободрял сестер, говоря, что здесь Господь дарует им высшее благо – тишину и уединение.

Пустыньку назвали Одигитриевской в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. В ней зажили первые шестнадцать сестер, приехавшие за старцем из Сибири. Первые кельи сестер и отдельная келья старца были деревянные.

В 1833 году отошёл ко Господу старец Зосима. Первый каменный храм во имя Живоначальной Троицы был построен над могилой старца Зосимы в 1838 году. Основание общежития было Высочайше утверждено 19 июля 1841 года, и Владыка Филарет сам написал для Троице-Одигитриевского общежития устав. Начальницей общежития была назначена инокиня Вера (Верховская, племянница и ученица старца Зосимы), которая представила список сестер сего общежития в количестве 34 человек.

Услышав предание 1812 года, сестры Одигитриевской пустыни пожелали поднять святую икону Одигитрию из часовни села Кузнецова и крестным ходом принести в свою обитель. Владыка благословил их благочестивое желание, и как только Царица Небесная посетила Свою обитель, в тот же год одна благодетельная госпожа пожелала выстроить небольшой храм во имя Божией Матери в каком-либо женском монастыре. Узнав же, что в Одигитриевской обители нет храма во имя Одигитрии, создала таковой над святыми вратами стены пустынной обители.

В 1857 году было закончено строительство колокольни с надвратным храмом в честь Рождества Иоанна Предтечи.Теперь в монастыре стало три храма с пятью престолами.

В течение 1840-1860-х годов многие сестры Зосимовой пустыни находились в духовном общении со старцами Оптиной пустыни; некоторые были чадами преподобного Антония (Путилова). Второй настоятельницей монастыря (с 1869 по 1881) была игуменья Афанасия Качалова, духовное чадо прп. Антония Оптинского.

При третьей игумении Магдалине, в начале 1880-х годов, произошло величайшее для обители событие – обретение нетленных мощей преподобного Зосимы (Верховского). Число сестер возросло до 200 человек. При монастыре существовала богадельня для престарелых сестер. В это же время у монастыря появилось подворье в Москве. Можно сказать, что к рубежу веков Зосимова пустынь подошла в расцвете своих и духовных и материальных сил.

Четвёртой игуменьей Зосимовой пустыни была назначена благочинная Московского Иоанновского монастыря София (Быкова). Она оказалась активной строительницей монастыря – при ней были построены три двухэтажных кирпичных корпуса (сохранившиеся до наших времён) и часовня на месте пустыннического подвига старца Зосимы в лесу, в трёх верстах от обители. Ещё с середины XIX столетия стало известно, что вода из колодца около старческой лесной кельи целебна. Одна женщина из местного селения вылечилась от рака лица, умываясь той водой с верою и молитвой.

После январского декрета 1918 года монастырю пришлось оформиться в виде сельскохозяйственной артели, благодаря чему удалось просуществовать ещё десять лет двумстам насельницам Зосимовой пустыни. При этом сохранялся внутренний монашеский уклад, что и послужило ликвидации артели в 1929 году. Сестрам пришлось разъехаться по соседним селениям. Вскоре многие из них были репрессированы и сосланы. К настоящему моменту прославлены шесть новомучеников из Зосимовой пустыни.

В начале 1990-х годов началось активное движение православных за возвращение святынь в лоно Русской Православной Церкви. Сейчас это ставропигиальный женский монастырь.После возвращения церкви Троицкого храма 25 декабря 1999 года было проведено обследование гробницы Зосимы, но в найденном белокаменном саркофаге мощи обнаружены не были. Их местонахождение остаётся неизвестным.