ХРАМ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ

МОСКОВСКОЙ В ДМИТРОВСКОМ

«Под небом голубым есть город золотой…»

Поездка на Святую землю глазами паломницы Татьяны Силаенковой:
«Под небом голубым есть город золотой…»

Иерусалим, такой далёкий и недосягаемый, – город, куда я так давно хотела приехать и никак не решалась, год за годом откладывая паломничество. Посещение Святой Земли стало для меня огромной радостью, дало новое понимание многих вещей. Думаю, что уже сейчас я могу сказать, что паломничество на Святую Землю – эта веха, которая делит жизнь на «до» и «после». Нельзя «спуститься» из Иерусалима тем же человеком, каким ты был, когда только «поднимался» туда.

День первый.
Наше паломничество началось в Галилее, в Назарете – месте Благовещения Пресвятой Богородицы, месте, где Иисус начал свою проповедь. Мы вместе молились в церкви над источником Пресвятой Богородицы, где ангел впервые явился Деве Марии в то время, когда Она черпала из колодца воду.
Далее мы побывали на горе Фавор, в монастыре Преображения Господня, помолились перед Акафистной иконой Пресвятой Богородицы. Здесь я впервые задумалась, как много христиан со всех концов света приезжает на Святую Землю! В этот день мы несколько раз встречали группы из Эфиопии и Нигерии. Когда смотришь на них, понимаешь, как долго они готовились к этому паломничеству, как важно для них было оказаться здесь, как они устали и одновременно счастливы.
Спустившись с горы Фавор, мы направились на русский участок в Магдале, расположенном в месте рождения святой равноапостольной Марии Магдалины. Всё здесь как будто создано для отдыха: прекрасный сад – можно только представить сколько радости он приносит тем, кто оказывается в его тени в палящий зной. Мне очень жаль, что так мало времени было отведено – не хотелось уезжать. Несмотря на суету вокруг, чувствуешь необыкновенный покой, хочется остановиться и никуда не бежать. Здесь расположены 3 источника: святой источник, около которого Господь исцелил Марию Магдалину; «глазной», где можно умыться и помолиться об исцелении от болезней глаз; «радоновый» – теплый источник, вода в нем расслабляет и снимает усталость. Стремление успеть ко всем источникам и объясняет возникшую суету, которая никак не помешала ощутить радость от пребывания в этом чудесном месте.
Вечером мы были уже в Иерусалиме. Говорят, что в этот город нельзя прилететь или приехать, нельзя отсюда и уехать: можно только «подняться» или «спуститься».
Ночью все вместе мы молились и причащались на Литургии в Храме Гроба Господня. Мне трудно описать все те чувства, которые охватывают, когда видишь Голгофу, прикасаешься к Камню помазания, когда молишься перед Гробом Господним… Именно для этого нужно «подняться» в Иерусалим.
Могу только сказать, что, находясь в Храме Гроба Господня, надо бороться с привычкой всё фиксировать на фото. Как только достаешь телефон, пропадает что-то очень важное, становишься не паломником, а оператором. Не могу объяснить, как это происходит, но два эти действия неразрывно связаны между собой.

День второй и третий. Иерусалим. Крестный путь.
Именно этим путем Спасителя вели на Голгофу. На Крестном пути существуют остановки, каждая из которых отмечена скульптурами или гравюрами, напоминающих о важных событиях, произошедших в последние моменты перед казнью. Проходя по этой улице с молитвой, вспоминая страдания Христа, чувствуешь боль и сожаление о том, что так мало времени уделяешь Богу, что так часто выбираешь мирские радости и забываешь о самом главном… А вокруг шумит та самая жизнь: торговцы наперебой зазывают в свои лавки, предлагая кресты, свечи, платки – невольно задумываешься о том, что Иерусалим мало изменился за 2000 лет. Наш путь мы завершили на Александровском подворье, где можно помолиться у порога Судных Врат. Переступив этот порог, человек уже не мог быть помилован. Но если находилось 3 свидетеля – мужчины дееспособного возраста, которые могли поручиться, что посудимый не виновен, то приговор мог быть смягчен, как правило смертная казнь отменялась. У Спасителя не нашлось защитников: его ученики покинули его. Но можно ли судить их? Здесь каждый может задать себе вопрос, как поступит он в критический момент, готов ли будет ради ближнего пожертвовать собой? Хватит ли веры и сил? Не испугается ли? Может быть, в жизни каждого из нас есть та самая жертва, которую мы должны принести, но мы отказываемся, отступаем, вновь и вновь находя себе оправдания?
Крестный путь заканчивается в Храме Гроба Господня, а начало его можно считать от Гефсиманского сада. До наших дней сохранилась лишь часть сада библейских времен, однако до сих пор здесь можно увидеть оливы, которые слышали молитвы Христа в ту ночь.
Масличная, или Елеонская гора находится за крепостными стенами Старого города. Именно здесь Иисус молился перед арестом, здесь подошел к нему Иуда с поцелуем предателя. С вершины этой горы вознесся Иисус на сороковой день после Воскресения. Здесь находится часовня Вознесения и камень, на котором стоял Иисус во время Вознесения. Сейчас часовней владеют мусульмане и помимо паломников вы встретитесь с туристическими группами. Смотритель строго следит за тем, чтобы никто не задерживался дольше положенного времени.
С Елеонской горы открывается потрясающий вид на Иерусалим! Мне сразу вспомнилась известная песня:
“Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и ясною звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы…” Именно такое впечатление оставила картина, которая открылась перед нами.  Здесь же мы увидели и Кедронскую долину, и Геену Огненную, и Золотые Ворота, заложенные мусульманами в Средние века. Трудно передать все те чувства и впечатления, когда своими глазами ты видишь Иерусалим, проходишь по местах, где когда-то ступали ноги Пресвятой Богородицы и Спасителя, молишься в древнем Храме Гроба Господня, видишь каменные ступени, продавленные и стёртые тысячами проходивших паломников, прикасаешься к великим святыням.
Эти первые дни нашего паломничества были самыми трудными, но и молитвы наши были самыми искренними и шли от самого сердца. Думаю, что это подтверждало и то, как притихла наша группа вечером 3-его дня, когда мы выезжали в Палестину.
Первая наша остановка в Палестине – Вифлеем. Место рождения Иисуса Христа, а за тысячу лет до него – человека, очень почитаемого и сыгравшего очень значимую роль в истории еврейского народа – царя Давида. Это очень небольшой город с узкими улицами, большим количеством машин. Первое, на что обращаешь внимание – мусор, повсюду обертки, пакеты, пластиковые бутылки. Позже немного привыкаешь, поскольку эту картину можно наблюдать по всей Палестине. На вопрос: “Почему так?”- наш гид Ксения ответила, что дело в менталитете. Для арабов священное место – это дом. Основное внимание уделяется внутреннему убранству, в комнатах царит идеальная чистота. Внешнее не так важно. Все, что находится за пределами дома, – это внешний мир, и если этот мир станет немного грязнее, ничего страшного не случится.
Еще 50 лет назад Вифлеем был христианским городом, однако в связи с всё ухудшающейся обстановкой на  Ближнем Востоке, сейчас большинство населения составляют мусульмане.
Главный вход в храм очень маленький: человек не может войти, не склонившись перед пресвятой Богородицей и младенцем Иисусом. Но мы не смогли пройти через этот вход: шло богослужение, и до его окончания для паломников эта дверь была закрыта. Храм Рождества Христова был возведен во времена царицы Елены на месте пещеры, где был рожден Иисус. До наших дней сохранились лишь частицы мозаики внутри Храма, а также внешний фрагмент стены. Остальное было восстановлено или заново отстроено столетия спустя. В Храме Рождества хранится икона Вифлеемской Божией Матери, где Богородица изображена с улыбкой на устах. Где как не здесь должна быть эта икона! Здесь же сохраняются мощи Вифлеемских младенцев, но доступ к ним открывается очень редко. Мы смогли приложиться в Вифлеемской Звезде, которая указывает на место рождения Иисуса, войти в саму пещеру и помолиться перед местом, где, по преданию, Богородица положила младенца в ясли.

День четвертый. Палестина. Бейт Джала. Праздник в честь святого Николая. Хеврон.

Рано утром мы встали, чтобы отправиться на литургию в церковь Святителя Николая Чудотворца, которая является началом Дня города. Дело в том, что Святитель Николай является покровителем города. Местные старожилы рассказывают, что в дни страшных бомбежек, когда многие горожане лишаются крова над головой или вынуждены покидать свои дома, сам св.Николай оберегает жителей города: только его покровительством можно объяснить малое количество жертв несмотря на большие разрушения.  Говорят, в каждой семье арабских христиан есть свой Николай – мальчиков очень часто называют в честь святителя. В этот день здесь проходят большие гуляния, парады скаутов – православной молодёжной организации, съезжается огромное количество народа. На литургии у меня возникло чувство, как будто я присутствую на очень важном семейном празднике. Именно семейном: настолько теплой и доброжелательной была атмосфера вокруг! Отец Михаил служил с патриархом Феофилом, и это была особенная радость для всех! Люди приходили семьями, с детьми. Очень необычно: многие малыши были одеты в костюмы Санта Клаусов! И что удивительно, этот образ совсем не связывается с Санта Клаусом, который, увы, стал американским брендом, маркетинговым ходом. В Бейт Джала ты чувствуешь глубокое уважение к св. Николаю и желание таким образом принести праздник в душу даже самым маленьким прихожанам. Здесь же я увидела огромные свечи, от самого пола! Мне кажется, каждая семья считала своим долгом в этот день купить именно такую свечу – всем места не хватало, и скауты вновь и вновь освобождали подсвечники. Вообще за порядком в храме, и в том числе за подсвечниками здесь следили именно скауты – мальчишки и девчонки, они подсказывали нам, когда нужна вставать, где и в какой момент можно присесть, чтобы немного отдохнуть. Они же раздавали небольшие подарки – иконки св. Николая и браслеты. Также хочу отметить, как поют арабские христиане! Они поют всем приходом! Очень громко, стройно и слаженно. Наверно, поэтому и возникло чувство семейного праздника и всеобщей радости, ведь люди поют, когда они среди друзей и когда они счастливы.
А еще здесь нет ёлок – во дворе церкви мы увидели празднично украшенное лимонное дерево.
Праздничная служба закончилась и мы вышли на улицу, переполненную людьми! Воздушные шарики, мелькавшие там и тут маленькие Санта-Клаусы, общий гул, смех и всеобщее ожидание праздника! Мы едва нашли место, где сгруппироваться, чтобы не растерять разбредающихся в разные стороны паломников! И вот пошли скауты, с барабанами, волынками, флагами; среди них были даже малыши – поверх толпы, если встать на цыпочки, было видно только маленькие пумпончики ))
Но весь праздник, конечно, мы не могли посмотреть, поэтому осторожно пробираясь через толпу, мы направились искать наш автобус. Наш путь лежал в Хеврон.
Мы приехали в Свято-Троицкий мужской монастырь Святых праотцев Авраама и Сарры. Если однажды вам случится потеряться в Хевроне, спросите, где находится Москобия – вас поймут и укажут путь.
Палестина – это территория контрастов. Хеврон стал еще одним из них. После праздничного и такого гостеприимного Бейт Джала мы снова оказались в другом мире: напряжение, казалось, искрило в воздухе. Люди здесь не улыбались, как-то недобро провожая взглядом наш автобус. Это после, уже в Москве, Google рассказал мне о разделении города на две части – еврейскую и арабскую, о взаимной ненависти и стене, разделяющей город и даже отдельные здания. Теперь, зная причины, могу сказать, что атмосферу в городе как нельзя лучше характеризует поговорка “Худой мир лучше доброй ссоры.” Но Ксения не стала смущать нас этими рассказами, ведь цель нашей поездки была совсем в другом.
Возможно, если через несколько лет вы приедете сюда, то увидите райский сад: сейчас с невероятным трудом, на камнях высаживаются деревья и благоустраивается территория монастыря.
Когда впервые видишь стены монастыря, то создается впечатление, что перед тобой крепость на осадном положении. Это впечатление еще более усиливает архитектура монастыря и решетки на окнах. Сразу понимаешь, что монахам здесь приходится нелегко. Интересна и сама история появления этого монастыря. Дело в том, что среди мусульман существовало поверие: день, когда в Хевроне появится христианская церковь, станет началом конца ислама. Стоит ли говорить, что вероятность появления здесь русского православного монастыря равнялась нулю. Как и каким образом Антонину Капустину удалось приобрести участок земли в Хевроне, логически объяснить невозможно! Но для Господа нет ничего невозможного! Монастырь существует, в тяжелых условиях и с очень маленьким приходом (в Хевроне почти нет христиан), но он существует. Здесь же сохранились несколько гробниц, по которым можно было понять, как был погребен Иисус Христос и почему жены-мироносицы не смогли бы отвалить камень гробницы. Скажу честно, я не представляла, что вход был таким маленьким, а камень почти идеально подгонялся под вход. Женщинам не то чтобы сдвинуть, пошевелить его вряд ли удалось бы.
Зимой солнце в Израиле садится очень быстро, и мы снова вернулись в Вифлеем, где снова окунулись в атмосферу праздника в честь св. Николая. Вечером прямо под окнами нашего отеля проходил “Парад Сант”.

День пятый. Иудейская пустыня.
В этот день мы впервые выехали в пустыню. Летом температура здесь поднимается до +50 градусов, но даже в +20 уже чувствуешь палящее солнце. Мы ехали в комфортном автобусе, у каждого было сколько угодно воды, сейчас везде подведена вода и электричество. Мы настолько привыкли таким удобствам, что не представляем себе иной жизни. А между тем получить воду в пустыне – это уже большое счастье, поднять её на гору пешком, перенося в кувшинах – это ежедневный подвиг, который совершали монахи и отшельники.
Когда поднимаешься на Сорокадневную гору, видишь большое количество пещер. Сейчас они пусты, но раньше там жили отшельники. Еду и воду им повязывали на веревках, и если в течение нескольких дней корзины никто не поднимал, это означало только одно – отшельник преставился ко Господу. На эту гору – другое ее название – Гора Искушений – Христос удалился после Своего крещения, здесь он постился 40 дней и был искушаем диаволом. Мы поднялись наверх, в небольшую часовню над пещерным храмом и прикоснулись к самой большой святыне монастыря – камню, на котором молился Иисус Христос во время своего поста. Меня не покидали мысли, как тяжело было находиться здесь, в этих пещерах в изнуряющую жару. Даже весной, здесь очень душно, нечем дышать. Пещеры не дают ожидаемой прохлады. Особенно мы почувствовали это спустившись в пещеру святого Харитона Исповедника. По дороге в Иерусалим он попал в руки разбойников. Они избили его до полусмерти, связали и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами ушли грабить дальше. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога за всё, что произошло, просил о прощении своих обидчиков, вверяя свою собственную жизнь воле Божьей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравив его своим смертоносным ядом. Когда, вернувшись в пещеру, разбойники выпили это вино, то все до одного погибли в сильных мучениях.  Святой Харитон остался в той пещере и стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь. Всю свою жизнь святой Харитон бежал от людей в поисках уединения, но неизменно вокруг него со временем появлялись послушники. За свою жизнь он основал 3 монастыря, один из которых – монастырь сорокадневной горы, в котором мы молились в этот день.
В этот же день мы посетили еще 2 монастыря в Иерихоне: монастырь Древа Закхеи, где бережно хранят остатки той самой смоковницы, на которую залез мытарь Закхея, чтобы увидеть Христа, и монастырь Герасима Иорданского. Этот святой на всех иконах изображается рядом со львом, что служит напоминанием об одном удивительном факте из жития святого. Во время своего по­движ­ничества в пустыне св. Герасим увидел ра­не­но­го льва и вы­ле­чил его, а лев больше не отходил от старца и стал слу­жить ему, оставаясь рядом до са­мой смерти.
В тот же день мы направились к реке Иордан, месту крещения Иисуса Христа, где смогли окунуться в воды священной реки. На удивление, воды священной реки оказались холодными, а течение очень быстрым. Кто-то из наших паломниц рассказывал, что вода на вкус солёная!

День шестой. 
Утром следующего дня мы снова направились в пустыню, чтобы посетить Лавру Саввы Освященного. В этом монастыре очень строгий устав, в том числе запрещающий женщинам входить за его стены. По преданию Савве Освященному бы предсказано, что основанный им монастырь встретит день Страшного Суда с неизменным за все века уставом. Здесь нет электричества, течение жизни монахов почти не изменилось со времен Саввы Освященного. Выдержать строгие порядки монастыря под силу лишь немногим.
Кажется, что этот день показал мне, что мои представления о всех местах, где происходили евангельские события, оказались очень далеки от реальности… Пока не увидишь Святую землю своими глазами, не сможешь понять и почувствовать в полной мере то, о чем написано в житиях святых.
Пока отец Михаил и мужчины из нашей группы молились в монастыре, женщины могли пройти вокруг и посмотреть на прекрасную долину ручья Кедрон и увидеть сам монастырь со стороны. Мне кажется, что сама архитектура и выбранное место говорит о строгости и глубокой вере его основателя.
В тот же день мы посетили Поле пастушков в Бейт Сахуре, где находится подворье Лавры Саввы Освященного. Так ласково называется место, где впервые была услышана весть о рождении Христа. Мы спустились в пещеру, где в ночь Рождества отдыхали пастухи, а сейчас построен подземный храм во имя святого Георгия Победоносца. Здесь много веков назад молились ранние христиане, и справа от иконостаса можно видеть фрагменты мозаичного пола, сохранившиеся с тех времен. Мы помолились и приложились к месту, где были погребены пастыри, и к мощам христианских мучеников, убиенных за веру. В этом храме есть традиция: паломники обычно поют колядки. В нашей группе нашлись те, кто исполнил колядки на украинском языке.
Последней нашей остановкой в этот день был Горненский женский монастырь. Сколько же святынь собрано здесь! В Соборе во имя всех святых, в земле Российской просиявших, мне хотелось бы провести несколько часов!

Последний день нашего паломничества и день возвращения в Москву. 
Храм св.апостола Петра и праведной Тавифы был построен на русском участке в Яффе, приобретенным Антонином Капустиным. Это был необыкновенный человек, бессребренник, целью всей своей жизни он поставил облегчение паломничества на Святую Землю. В те времена далеко не каждый мог дойти до Иерусалима и благополучно вернуться обратно. Но даже достигнув Святой Земли, русские паломники не встречали здесь ни гостеприимства, ни благодушия. Ходила шутка, что русского паломника легко можно было отличить по запаху… Не было, где приклонить голову, отдохнуть и даже просто помыться. Когда до Антонина Капустина дошло известие о смерти двух паломниц, которые просто замёрзли ночью, т.к. двери гостиниц оказались закрыты перед ними, он принял решение исправить эту ситуацию во что бы то ни стало. В приобретении этого участка Капустину препятствовали в первую очередь российские власти: руководствуясь сомнительными политическими и дипломатическими соображениями, Россия не приобретала земли в святых местах. Но не смотря ни на что в скором времени после покупки здесь появились первые постройки: дом для паломников, бани, были высажены деревья. Сегодня русский участок в Яффе напоминает маленький уголок райского сада: мы видели гуляющих по крышам павлинов, перелетающих с дерева на дерево зеленых попугайчиков.
Далее нас ждал Тель-Авив и аэропорт имени Бен Гуриона. Мы возвращались домой.

Сегодня, когда описывала лишь малую часть впечатлений от паломнической поездки на Святую Землю, я поняла, что снова закружилась в вечном круговороте будничной суеты… Но тогда, уезжая со Святой Земли, я думала о том, как мало мы ценим то, что нам дано! Мы можем свободно ходить в церковь в двух шагах от дома, а христиане Ближнего Востока могут поплатиться за участие в Литургии жизнью… Арабские христиане не могут найти себе работу, испытывают трудности при покупке жилья, встречают на своем пути множество других препятствий, по сравнению с которыми наши жалобы кажутся такими мелкими! Изменить себя труднее всего, но для того, чтобы начать эту борьбу, нужно в первую очередь увидеть свои недостатки и грехи… Там, на Святой Земле, есть возможность не только прикоснуться к святыням, пройти дорогами Христа и Пресвятой Богородицы, услышать жития святых и преклониться перед их подвижничеством, но и увидеть далекую Россию со стороны, переоценить свои взгляды и многом задуматься… Я благодарю Бога за данную мне возможность “подняться” в Иерусалим, помолиться перед Великими святынями Святой Земли, благодарю св. Николая Чудотворца за лёгкий путь и благополучное возвращение, и надеюсь однажды снова увидеть стены Золотого города!

Хочу выразить огромную благодарность организатору нашей поездки, Ольге Овчинниковой, за внимательность и чуткость, а также прекрасную программу! Мне трудно представить, сколько сил и времени было вложено, но думаю, что в основном благодаря ей наше паломничество оставило такие необыкновенные впечатления! От себя могу сказать, что бывает очень трудно собрать даже одного человека, ей удавалось управляться с почти полсотней!  
Очень хочу поблагодарить о. Михаила за наставления и молитвы! Наших гидов: Дашу и Ксению, которые рассказывали о быте и нраве тех времен, что давало возможность лучше понять происходившие события, описанные в Евангелии.