Дивеевский монастырь, который в народе называют просто Дивеево, имеет удивительную историю. Его чудесные соборы — это уникальные памятники архитектуры. А святыни обители — прямое подтверждение истинности православной веры.Дивеевский монастырь считается четвёртым земным уделом Богоматери после Афона, Иверской земли и Печерской лавры.
Село, в котором со временем образовался Серафимо-Дивеевский монастырь, получило своё название в честь мурзы Дивея. Иван Грозный передал ему эти земли в дополнение к дворянскому титулу. Спустя 200 лет здесь появилась церковь в честь Николая Чудотворца из деревянного сруба, в которую часто заходили странники.Появление обители же связано с именем помещицы, Агафьи Семеновны Мельгуновой, потерявшей своего супруга. После кончины мужа женщина отреклась от житейской суеты и ушла в монахи с именем Александра. Именно ей в 1760 году явилась во сне Дева Мария и сказала, что Александре промыслом свыше уготован в Дивеево её земной предел. До самой смерти она должна угождать Господу. А Богородица пообещала создать здесь обитель, равной которой не найдешь нигде.С этого момента и началось формирование Казанской общины. На собственные средства, оставшиеся от прежней жизни, матушка Александра возвела церковь Казанской иконы Божьей Матери. Строительство шло с 1773 по 1774 год. Впоследствии помещица Жданова, которая узнала про обитель, отдала 1300 квадратных сажен своей земли, прилегающей к храму. На этой территории матушка Александра обустроила келейные помещения с оградой. Там она стала проживать с ещё четырьмя послушницами.
Монахини проводили время в труде и неустанной молитве, следуя Саровскому уставу. В 1789 году игуменья приняла постриг в Великую Ангельскую схиму. Поскольку матушка чувствовала близкий свой конец, она передала полномочия по управлению обителью иеродиакону Серафиму. Он был известен своей подвижнической жизнью, и именно к нему спустя тридцать лет стали съезжаться со всех уголков страны паломники, ищущие совета. Старец получил от Богородицы дар предвидения и исцеления.
Так судьба свела его с помещиком Мантуровым, который страдал от болезни костей и приехал к батюшке Серафиму за исцелением. Излечившись от недуга, Михаил Васильевич Мантуров добровольно раздал своё имущество нуждающимся, а сам жил в скромности и лишениях, помогая обустраивать обитель. С его помощью была основана Мельничная община. Наставницей её стала сестра бывшего помещика, Елена Васильевна Мантурова. Объединились общины после смерти преп.Серафима Саровского в 1842 году. Начиная с 1861 года Серафимо-Дивеевская обитель стала именоваться монастырём.
Судьба большинства русских религиозных сооружений в годы власти советов не обошла и Серафимо-Дивеевский женский монастырь. После революции обитель закрыли. Вместо него здесь начала функционировать трудовая артель. Несмотря на это, в праздник Казанской иконы в Дивеево приезжали верующие и с образом во главе шествия отправлялись в крестный ход.
Прошения о возобновлении деятельности монастыря в 1947 и 1951 годах остались без внимания властей. В пятидесятые годы произошли разрушения купольной части Казанской церкви. Но в конце восьмидесятых возрождение земного удела Богоматери всё же началось. Одна из монахинь, дожившая до этих дней, вернула обители некоторые вещи Серафима Саровского и блаженной Параскевы Дивеевской.
Любого человека, даже не очень верующего, не оставит равнодушным красота Дивеевской обители. Вся территория густо озеленена и буквально утопает в цветах. Троицкий и Преображенский соборы потрясают своим великолепием. Светлые тона, в которых выдержаны сооружения, придают им необыкновенную воздушность и торжественность.
Во дворе монастыря есть многочисленные источники и другие постройки хозяйственного назначения. В 2010 году был открыт для посетителей домик блаженной Параскевы Ивановны. Он состоит из трёх залов, в которых представлены материалы об игуменьях Марии и Александре, сёстрах монастыря, преподобном Серафиме Саровском.
Святая Канавка — ещё одна из святынь монастыря. Её копали сёстры обители, поскольку так велела Царица Небесная, явившаяся в видении Серафиму Саровскому. Канавка выкопана в том месте, где прошла Богородица, показывая, где должен пролегать ров. По словам старца, это сооружение будет защищать стеной обитель от антихриста.
Не меньшую ценность представляет икона Богородицы «Умиление». Перед ней молился и умер Серафим Саровский. Сейчас её список хранится в Троицком соборе, а оригинал — в домовом храме резиденции Патриарха.
Дивеевские источники
На землях обители действуют многочисленные источники.
Самым старинным считается источник в честь иконы Казанской Богоматери. Вероятно, он существует с XVI века. На старых планах местности видно, что здесь стояла деревянная церковь. Но её неоднократно разрушали. Сейчас над источником возведена часовня-купальня.
Источник матушки Александры в Дивеево известен случаями исцеления. Он расположен ближе всего к монастырю.
Источник в честь Иверской иконы Богородицы помогает избавиться от недуга бесноватости. Этот ключ появился относительно недавно. Над ним построены купальни.
Источник преподобного Серафима Саровского возле Цыгановки имеет очень занимательную историю происхождения. В 60-е годы в Саровском лесу на охраняемой границе солдатам явился старичок. На вопросы откуда он тут взялся, старец не ответил. Он ударил трижды о землю своим посохом и исчез. А на этом места забило три ключа.
Источник «Явленный» находится недалеко от села Кременки. Здесь когда-то пролилась кровь в столкновении царских войск и повстанцев Степана Разина. Когда вода покраснела от крови погибших, в ней явился лик Девы Марии, оплакивающей убитых. От того и получил источник своё название.
Источник в честь Святой Троицы также неслучайно получил свое имя. Говорят, что на его месте одной женщине явилась Святая Троица. Сюда ежегодно отправляются крестные ходы из близлежащего села Автодеево.