ХРАМ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ

МОСКОВСКОЙ В ДМИТРОВСКОМ

Священство

Священство как таковое в разных видах существует во многих религиях. Называют их по-разному – жрецами, колдунами, шаманами, священниками. Священство само по себе всегда существовало всюду. Люди интуитивно ощущали, что кто-то должен приносить жертву божеству, через кого-то они должны иметь общение с божеством. Но как понималась жертва? – в языческо-иудейском духе – или как умилостивление за грехи, или как те дары, с помощью которых надеялись привлечь милость божества. Вот каково было понимание жертвы.

Жертва Христова – это напротив, совсем не жертва умилостивления разгневанного Божества, а жертва любви. Как один человек, спасая другого, погибает. Никакого удовлетворения, никаких правосудий. Любовь превыше всего этого. Кому была эта жертва любви? – «Чтобы человеки были освящены человечеством Бога», как пишет Григорий Богослов. И вот через это осуществление любви к человеку т.образом мы видим осуществление жертвы всей Св.Троицы. Это как вдруг дарят, например, ребенку подарок (не родителям, а ребенку), то кто радуется? Один ребенок? – и родители тоже. — Или когда спасают ребенка от смерти, кто радуется? – Родители. – поэтому жертва приносится кому? – казалось бы, спасают ведь ребенка от смерти, от болезни. А ребенок, м.быть совсем маленький, не понимает, не соображает ничего. Кому жертва эта принесена? – Родители, они благодарят не знаю как. – Спасли кого, ребенка? – Да. – Кому принесена жертва? – Родителям.

Я этот образ привожу, чтобы было понятно, что когда мы говорим, что Жертва принесена Отцу, или принесена Св.Троице и т.д. – то в чем суть дела? – Жертва принесена людям. Ради спасения людей Любовь принесла Себя в Жертву, но тем самым Она составила радость и Тому, Кто жаждет спасения человека, Богу. Жертва оказалась жертвой осуществления любви Божией в спасении человека.

Так вот, священство как таковое.

1. Этот термин, «священство» — происходит от слова «освящение», «святость». Вот в чем особенность христианского понимания. Священство — это то, что осуществляет в себе самом святость, и пытается, насколько возможно, является тем, через кого, через чей образ и научение люди тоже приходят к научению, к святости. Вот в чем отличие христианского священства от жречества в других религиях. Там речь шла вовсе не об освящении и не о святости, а совсем о другом. Жрецы обладали по вере людей магическими силами, имели связь с этими силами, могли исцелить, могли предсказать, могли напротив – повредить, и т.д. В их руках были боги, образно говоря. Ни о какой святости и освящении речь не шла, а если это где-то и было, то было самым последним. В христианстве же – это первое, святость.

2. Второй момент отличия – связан с учением о благодати и о действии Бога в человеке. Христианство в отличие от др.религий утверждает, что священник получает особую благодать не просто так, не просто по его молитве, не просто в силу его личной святости (что необходимо), нет-нет. Есть нечто, необходимое, данное от Самого Бога как ценность, передаваемая из поколения в поколение. Это как вот бывают семейные реликвии – какой-нибудь там перстень, передается из поколения в поколение. Так и в Церкви – есть дар благодати Божией, который передается через руки епископов. Дает Господь, а не епископ, но через его руки, через его посредство.

И священник – это тот, кто получает в руки от Бога эту ценность. Как он воспользуется этой ценностью – ой-ой-ой. Ему дается меч обоюдоострый. Он может спасать тех, которые ему поручены, а может рубить тех, кто в его власти. Об этой опасности всегда предупреждали св.отцы. Смотри, чтобы не превратиться тебе из пастыря в хищника. Вместо того, чтобы сохранять овец, ты превращаешься в волка, который рвет овец.

3. Кто получает священство достойным, этот дар Св.Духа? – Не тот, над которым оно просто совершается. (Это еще одно отличие от языческого жречества). К таинству священства прямо относятся те слова, которые мы слышали от святых отцов о таинстве крещения. Дар Св.Духа в таинстве священства получает лишь тот, кто с верой, благоговением, смирением, с осознанием своего недостоинства принять этот дар получает рукоположение, а вовсе не тот, кого трижды проведут вокруг престола. Можно провести сколько угодно раз, и он дара Св.Духа не получит. В связи с рукоположением священнику дается право совершать церковные таинства. Именно право. – Вы спросите: а как же дар Св. Духа? – Предположим, что епископу становится известно, что священник совершает такие вещи, за которые с него нужно немедленно снимать сан. Но пока готовятся документы, пока идет расследование, этот священник продолжает служить, совершать таинства и т.д. И наконец, ему запрет или снятие сана. Духа Святого у него уже нет, даже если он был когда-то, дара благодати уже нет у него, но право пока еще оставалось за ним, и он совершал все таинства до тех пор, пока он не запрещен или пока с него не снят сан.

И при рукоположении человек может получить и дар Святого Духа, и право. Рукоположение сопряжено с правом совершения, но можно и получить дар Св.Духа, а можно и не получить. А право – получит. Он будет служить, может ограбить свою церковь, может превратить приход в фирму, будет потом заслуженным или маститым, получит все, что угодно, но не будет иметь никакого дара Св.Духа. А достойно получает тот, кто с верой, благоговением и смирением приходит к этому, с осознанием действительно того, как он далек от этого, но уж промыслом Божиим так устрояется, что вот он принимает этот сан.

Кстати, из истории Церкви известно, как многие бегали от сана в древности. Иногда дело доходило даже до насилия. Т.е. некоторые ощущали оч.остро свое недостоинство, что они даже бежали. У других этого нет, этой остроты, или подчас понимания, особенно в юности.

Итак, священник, получивший рукоположение, может получить дар Св.Духа, а может оказаться бездарным. Какой же это дар?

Не случайно мы отождествляем священство и пастырство. Пастырство – это дар вспомоществования ему в духовном назидании людей. И ясно, что трудно самому быть грязным и при этом грязными руками кому-то почистить одежду. Очень трудно. Пожалуй, и чистую можно испачкать. Это как бывают такие исповеди, когда одна моя знакомая женщина немолодая выходит с исповеди от одного батюшки и говорит: хорошо, что я не молодая девушка, а то бы я вышла развращенной с такой исповеди. Такие вещи спрашивал, что не обрадуешься, ковыряние, копание в грязи. Видимо, это наслаждение ему доставляет.

У святых отцов мы находим сильнейшие высказывания о священстве.

Иоанн Златоуст: «Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его без Себя Дух Святой» (О священстве слово 6-е).

«Не думай, чтобы в среде священников было много спасающихся, напротив — гораздо более погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души».

Григорий Богослов: «Многие облечены саном, но не все имеют благодать».

Исидор Пелусиот: «Священство прилично только некоторым и немногим, именно же – держащимся той мысли, что оно есть отеческая попечительность, а не самоуправное самозаконие».

Ефрем Сирин: «А я, возлюбленные, прихожу в ужас, видя, на что отваживаться имеют обычай некоторые безумцы, которые решаются бесстыдно и опрометчиво искать священства и принимают оное, не быв призваны Христовой благодатью, не зная того, что огонь и смерть собирают себе они, бедные».

Симеон Новый Богослов: «Ибо я говорю и свидетельствую всем — кто прежде не оставит мира и от души не возненавидит всего мирского, и искренно не возлюбит единого Христа, и ради Него не погубит душу свою, не заботясь ни о чем для человеческой жизни, но как бы ежечасно умирая, не будет о себе плакать и рыдать, и не будет иметь желания только к Нему Одному, и через многие скорби и труды не сподобится восприять Божественного Духа – тот да не дерзнет принимать священство и предстоятельство над душами или стать начальником. Ибо в суд и во осуждение будет предприятие таковых дел. Это хуже убийства, хуже прелюбодеяния и блуда, и всех других грехов. Все эти грехи совершаются ныне против людей; торгующий же нагло Божественными таинствами и продающий благодать Духа грешит, конечно, против Самого Бога» (Божественные гимны).

Он же пишет: «Ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства просто так, только из-за рукоположения и его достоинства не дается от Бога отпускать грехи. Да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать».

Кстати, эта его мысль о том, что дозволено только священнодействовать, а не отпускать грехи, у греков, например, это исполняется до сих пор. Там исповедовать могут далеко не все священники, а только некоторые, кому дается от архиерея такое разрешение и благословение. Ведь многие принимают священство в оч.молодом возрасте, и представьте – идет 70-летний к 20-летнему: «Отец!» )) И 20-летний «отец» начинает его поучать. Поэтому там к этому относятся еще разумно, здраво.

Св.Иннокентий: «Мы как пастыри, как учители, как преемники апостолов непременно должны вполне соответствовать своему званию, т.е.мы должны учить. По нынешним действиям нашим мы почти ни что иное, как жрецы, как совершители таинств и обрядов, а не пастыри».

Я считаю, что у нас в семинарии должны обязательно прорабатывать 6 слов о священстве Иоанна Златоуста, чтобы хорошо все знали и представляли это, и трезво смотрели на эти вещи. Священство – это не должность и не чиновничество, а нечто совершенно особенное, что ставит человека прямо непосредственно перед Богом и перед совестью, как никого другого.

Иоанн Златоуст: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие Таинств, ни священная трапеза, ни принятие Тела, ни причастие Крови – ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной и свободной от всякого греха».

Источник: А.И. Осипов. Лекция по апологетике на 5 курсе МДС