ХРАМ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ

МОСКОВСКОЙ В ДМИТРОВСКОМ

БОГОСЛУЖЕНИЕ

ВИДЫ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Богослужение Православной Церкви составляют совершаемые по определенному чину (порядку) молитвословия и священнодействия, посредством которых обнаруживается вовне внутренняя религиозная вера и благоговейные чувства православных христиан. Через Богослужение и Таинства они входят с Богом в общение и получают благодатные силы для праведной жизни. Богослужение условно делится на два вида: общественное и частное.

Общественное Богослужение совершается в храме священнослужителями, законно поставленными для этого через Таинство Священства, и служит для удовлетворения потребностей всех православных христиан. Оно имеет целью назидание их в истине учения Христова, в лицах и действиях изображая важнейшие события из Священной истории, совершившиеся для нашего спасения. Общественное Богослужение состоит из постоянных церковных служб, совершающихся для всех верующих в определенное время. К числу постоянных служб относятся: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия.

Частное Богослужение совершается священнослужителями по требованию одного или нескольких членов Церкви для удовлетворения благодатными средствами их религиозных нужд. Оттого службы эти и называются требами. Этот вид Богослужения охватывает таинства, молитвословия и молебные пения на разные случаи. Таковыми могут быть: брак, крещение, погребение, покаяние, водоосвящение и другие.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

В более широком смысле Богослужение — это исполнение воли Божьей. Оно началось на земле со времени сотворения первых людей и состояло не в каких-либо определенных церковных службах, как ныне, но в свободном прославлении Бога и излиянии пред Ним своих благоговейных чувств.

После грехопадения человека его деятельное стремление к Богу и желание приобрести Его благоволение выражались в молитвах и жертвоприношениях. Принесение жертвы отражало понимание того, что все, имеющееся у человека, принадлежит не ему, но его Создателю. Соединение молитв и жертвоприношений должно было напоминать людям и о том, что Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую впоследствии принес за всех Иисус Христос.

Во времена патриархальные, от Адама до Моисея, Богослужение совершалось от лица семей главами их, патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. При Моисее же, когда потомки Израиля образовали целый народ, Богослужение стало совершаться от лица всего народа, и тогда для совершения его были установлены и определенное место, и время, и священные лица, и самые его формы.

Начало Богослужению новозаветному положил Иисус Христос, повелев апостолам совершать установленные Им Таинства, проповедовать Евангелие по всему миру и совершать частную и общественную молитвы. Апостолы определили характер нового Богослужения и полноту его. При них уже, как видно из книги Деяний Апостольских, были особенные места для собраний верующих, называвшиеся церквами. Богослужение совершалось в воскресные дни поставленными через рукоположение епископами, священниками и диаконами. Оно состояло из молитв, песнопений, чтения слова Божия, проповеди и совершения Таинств, главным из которых было Таинство Евхаристии. Окончательное устройство христианского Богослужения совершено было преемниками апостольскими, по данной им заповеди: вся же благообразно и по чину да бывают (1 Кор. 14, 40).

Источник: сайт AVS75.ru