ХРАМ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ

МОСКОВСКОЙ В ДМИТРОВСКОМ

Крещение

Дорогие братья и сестры!

Таинство Крещения — Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Таким образом, Крещение — это духовное рождение.

Если Вы желаете принять Крещение, то Вам необходимо пройти огласительные беседы (просветительская деятельность по подготовке к Крещению человека, уверовавшего во Христа и желающего вступить в Церковь). В случае крещения ребенка такие беседы проходят восприемники (крестный, крестная) и родители.

Для Вашего удобства беседы проводятся по будням днем или вечером.Записаться на огласительные беседы или задать интересующие Вас вопросы нашим катехизаторам можно по телефонам:

  • +7(926)020-38-01 – Ксения Гринько
  • +7(916)107-11-06 – Татьяна Ионкина

Вы можете написать нам: grinko.k.m@mail.ru

О КРЕЩЕНИИ

Это первое, начальное таинство, которым человек вводится в Церковь. Оно называется баней пакибытия. Баней – потому что оно связано с водой, с водным омовением, водным погружением. Пакибытие – значит второе бытие, второе рождение. Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа…», когда Никодим пришел в недоумение. Оказывается, есть возможность второго рождения.

В курсе Западных исповеданий на 4-м курсе Академии нам приходится рассматривать все таинства параллельно, т.е.католическое, протестантское и православное понимания. И интересно, что нет ни одного таинства, которое бы Римо-католическая Церковь ни исказила, а протестантизм – или отверг, или также исказил бы. Все таинства! Это поразительно. РКЦ признает 7 таинств, а православная Церковь сколько? Понимание апостольского преемства, иерархии – также совершенно другое.

И в крещении мы наталкиваемся на такой вопрос: прощается ли в крещении первородный грех?

В нашу учебную литературу вошла классическая католич.т.зрения. Крестимся мы для чего? – «чтобы избавиться от первородного греха». А что такое первородный грех? – в католическом учении это странная виновность за грех Адама. Католическое учение говорит о справедливости – а более несправедливого не придумаешь. Таким образом, мы не можем принять католич.взгляда, что мы все несем вину прародителей за их грех. Я не несу вины ни за грехи своего отца, ни деда и т.д., и тем более за грех первого человека.

Если же под первородным грехом будем разуметь первородное повреждение, которое распространяется на всех потомков Адама, о чем пишут св.отцы, и прямо называют, что это смертность, тленность, страстность – то в данном случае, прямо можем сказать – в крещении из этого первородного повреждения ничего не снимается. Человек остается смертным, тленным, страстным, т.е.подверженным болезням. Более того, в крещении не исцеляется и родовой грех, т.е.родовые болезненные наклонности. В крещении происходит отпущение всех личных грехов – это да, но, кстати, не только в крещении, но и в любом таинстве, т.к.все они д.быть сопряжены с покаянием.

В любом таинстве, если человек принимает его с верой и благоговением — очищается душа человека. Во время крещения очищается душа от грехов? – да, конечно. — Во время причащения? – Еще бы. – Во время покаяния? – Ну естественно. – И я вам скажу, что и во всех других таинствах – в таинстве брака, если подходят так же с верой и благоговением, и в таинстве соборования – в любом таинстве происходит очищение души от грехов, если человек подходит с соответствующим настроением. И насколько у человека сопрягается восприятие таинства с покаянием, настолько человек и очищается от грехов. И в монашестве – происходит это? – Да, потому что оно – тоже таинство.

Игнатий Брянчанинов пишет: «В падшем естестве нашем не уничтожено святым Крещением свойство рождать из себя смешанное зло с добром». – Еще не было такого различения между первородным и родовым грехом, но он здесь говорит сразу о двух грехах – они не уничтожаются в крещении.

Так вот, эта т.зрения: «Ах, слава тебе Господи, успели окрестить, а то бы умер некрещеным!» — Но крещением вовсе ничего не уничтожается. Это на западе – все только как бы избежать суда, как бы избежать наказания, там забыли о положительных вещах.

Святые отцы говорят совсем другое – что в крещении дается семя новой, возрожденной Христом человечности. В нашего ветхого человека всевается семя нового человека. Вот то самое главное, что дается в крещении.

И в крещении вот что происходит – рождение нового человека, того, которого я ниоткуда не мог получить и никакими усилиями не могу в себе создать. Семя – вот центральное понятие, которое соединяется с таинством крещения.

Преп.Симеон Новый Богослов: «Уверовавший в Сына Божия кается в прежних своих грехах, и очищается от них (от грехов) в таинстве крещения. Тогда Бог Слово входит в крещеного как в утробу Приснодевы и пребывает в нем как семя».

Итак, дается только семя, а совсем не древо и совсем еще не плоды. Всеивается только семя, которое входит только при определенных условиях, а этими условиями является личное произволение человека, а проще сказать – его духовная жизнь. А при неправильной духовной жизни это семя так и останется. Господь сказал: «Семя, если не умрет, не принесет плода». Так и в египетских пирамидах находили эти семена, которые бесплодно пролежали тысячи лет. Так и с крещением – можно принять это семя, и оно остается бесплодным.

Вот центральная мысль. Еще другие высказывания отцов, такого же рода.

Св.Тихон Задонский: «Ибо в человеке, который христианскую веру и крещение воспринял, два рождения имеется. От этих двух рождений восстает в нем брань духа и плоти. Или, как проще сказать, двоякое склонность, движение, побуждение и поощрение, потому что два эти рождения противоположны, и свое свойство каждое из них имеет, и к тому человеческое склоняет и побуждает сердце, что каждому свойственно. О чем апостол святой так говорит: Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти, они друг другу противятся. Итак, плотское рождение склоняет христианина к плотскому мудрованию, духовное – к мудрованию духовному. Эта брань в одном и том же христианине есть, ибо в христианине рожденном как два рождения, так два и человека со свойствами своими имеются – ветхий и новый». Вот оказывается что в человеке, который христианскую веру и крещение воспринял – теперь два человека – ветхий и новый. В нашего ветхого человека всевается семя нового человека.

Он же в другом месте: «Вера живая есть Дар Божий и есть аки семя некое божественное, которое на крещении всякому крещаемому всевается».

Св.Игнатий Брянчанинов: «Святой Исаак Сирин (слова 1 и 84) согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого крещения как семя в землю». «Дар этот сам собою совершенен, но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство». «По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания». И указывает – смотри преподобного Марка Подвижника «Слово о Крещении», Ксанфапулов гл. 4, 5, 6. Это из его (Игнатия Брянч.) «Слова о человеке».

Св.Иоанн Златоуст: «В крещении через чувственную вещь сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и обновлении».

Другая важная вещь – что таинство крещения совершается не в силу механического действия, а в силу веры воспринимающего таинство.

Святитель Феофан Говоров: «Но надо при этом иметь в мысли, что всем умертвие греху через крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно свободной решимости самого человека». И далее: «Господь приступающего к нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати». Т.е.не происходит автоматически – раз, тебя погрузили, и все в порядке! Нет.

Архим.Иустин Попович: «Благодать, преподаваемая падшему человеку через Иисуса Христа, не действует механически, не дает освящения и спасения немедленно, во мгновение ока, но постепенно проникает все психофизические силы человека соразмерно его личному подвигу и новой жизни».

Иоанн Златоуст: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин, ни священная трапеза, ни сподобление Тела, ни приобщение Крови и ничто другое не м.принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха».

Марк Подвижник: «Уверился ли ты хотя ныне, что твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным – и по крещении не дается».

Кирилл Иерусалимский: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить».

Новомч.Фаддей (Успенский): «Правда, многих крещеных нельзя назвать воскресшими духовно, так как духовная жизнь их ничем не отличается от жизни некрещеных. Можно креститься водой, не восприняв благодати Духа животворящего, ибо сия благодать ни в кого не вселяется помимо желания его. Чтобы благодать крещения была воспринята, крещеный должен привиться к доброй маслине – Христу через веру и любовь, которые обильно вселяют в душу человека жизнь Христова, а также через борьбу со страстями, мертвящими душу, мешающими ей ожить».

Какие серьезные высказывания! Как сильно они расходятся с нашим обыденным мнением, что главное – крестить, главное – причастить, и т.д. Они настаивают, что нельзя заставить Духа Святого войти в человека – никакими действиями и никакими словами, как это пытались сделать те, которые отчитывают.

Другой хороший образ из Евангелия – закваска, которая может действовать в нас только при соблюдении определенных условий, которыми и является правильная духовная жизнь.

О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ

Итак, отцы говорят, что благодать не действует механически. Мы говорим – неверно, действует. А если действует – то давайте усыплять всех взрослых, и крестить их, пока они спят. Почему нельзя? Младенца можно крестить в кого угодно, хоть в мусульманство, буддизм, зороастризм и т.д. Он же младенец, ничего не понимает.

И я вам скажу, что все эти святые – все они ошибались. Ведь когда мы крестим младенца – есть там вера? – нет. – Борьба со страстями? – нет. – А понимает он, что с ним делают? – нет. – А они что пишут? Я не понимаю. Получается, что и детей крестить тогда не надо? А мы-то точно знаем, что надо. И они еще утверждают, что один человек за другого не может поручиться, что он больше не будет грешить, что он не будет творить то-то и то-то. «Поручающийся за другого кладет голову свою на плаху» — пишет пророк. Я и за себя-то не могу поручиться, что я буду жить по заповедям и не буду грешить, а тут – еще и за другого! Очень интересно. Становится поэтому понятно, почему все три святителя, в честь которых установлен особый праздник – все крестились в каком возрасте! Св.Василий Великий – в каком семействе родился! Ни мать, ни бабка, ни отец не крестили его, не понимали, что вдруг умрет – что тогда будет? Сам подрос – тоже не крестится. До 30 лет не крестился! Григорий Богослов – тоже в 26 или 28 лет крестился. И сколько мы таких находим – множество в древней Церкви!

Но скоро преобладает практика крестить как можно скорее, в детстве, все больше встречаем аналогию с иудейским обрезанием. И поскольку обрезание есть образ крещения, мы начинаем уже следовать не вере, а образу, не жизни, а символу!

Однако лишь принимающий таинство с верою может, действительно откликнувшись на это таинство, с верой и убеждением, соответственно своей силе ревности, принять и дар благодати, действующий в нем. Так учат отцы.

Были ли в древней Церкви крещение детей? – были, но как исключения, очень в редких случаях. Правилом было крещение в сознательном возрасте – потому что надо было отречься от прежней языческой жизни, от ее начал, надо давать обещание Богу жить по совести честно и по вере. Это прекрасно все понимали, и только так и понимали слова Христа: «Кто веру имеет и крестится, спасен будет».

Но постепенно в истории мы видим, как преобладает такой взгляд, что как бы помимо меня, без меня это сделать, и как он сильно вошел в сознание христиан, вопреки тому, что пишут св.отцы. И постепенно это стало неискоренимой традицией.

Настаивает на крещении младенцев в древней Церкви только Карфагенский собор 318 г. Это, пожалуй, единственное, где это встречаем. Но после него уже – Василий Великий родился в 329 г., Григорий Назианзин – на год его старше, Иоанн Златоуст – в 347 г. родился – они знали решение этого поместного собора. В других случаях мы не видим ни настойчивости соборов, ни даже практики в древней Церкви. При этом отцы решительно иначе смотрели на суть крещения. Они говорили, что смысл крещения младенцев, даже если он совершается – суть не в оставлении грехов (ибо у них еще нет грехов), а в приобщении Божественной жизни, в сочетании со Христом.

А под отпущением грехов, о котором, кстати, говорит и Карфагенский собор – подразумевается что? – Не тех грехов, которых у них нет, а в том смысле, что подрубается корень под теми будущими грехами, без которых, увы, человек прожить не может. Поэтому благодаря таинству крещения, открытому в детстве, человеку открывается таинство покаяния, таинство причащения, таинство вхождения в Церковь (т.е.вся та совокупность средств, с помощью которых человек потом очищается от греха), и все это открывается таинством крещения. Вот в каком смысле речь идет об отпущении грехов, когда речь идет о крещении младенцев.

Феодорит Кирский: «Крещение не уподобляется, как думают повредившиеся в уме мессалиане, голой бритве, отъемлющей предшествующие грехи, ибо с избытком даруется нам это. А если бы это одно было делом крещения, то для чего крестить нам младенцев, не вкусивших еще греха? Крещение есть залог будущих благ, образ будущего воскресения, приобщения Владычних страданий, причастия Владычнего воскресения, одежда спасения, хитон веселия, светлая риза, лучше же сказать – самый свет».

Т.е.речь идет не только об отпущении грехов, но и о положительной стороне – о приобщении к тем дарам благодати, которые в силу крещения затем может воспринять человек.

Игнатий Брянчанинов: «Без такого приготовления (т.е.сознательного покаяния, отречения и т.д.) какая может быть польза от крещения? Какая м.быть польза от крещения, когда мы принимаем его в возрасте, нисколько не понимая его значения? Когда мы, принимая его во младенчестве, остаемся в полном неведении о том, что мы приняли?» (Аскетич.опыты, т.2. По изданию: М., 1993. С.391)

Поэтому я вас предупреждаю и говорю, что больше всех заблуждаются святые отцы )).

Преп.Симеон Новый Богослов: «Всякая душа тотчас, как окрестится человек, принимает в Духе благодать Христову. По тоей (по благодати) тотчас воображается в ней Христос. Но крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в крещении, потому что такое чувство, получаемое от освящения, есть умное дело. А младенцы еще несовершенны умом, чтобы разуметь принятую благодать. Посему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа. И благодать св.крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра, о крой потом великая сия милость (т.е.Божия) опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, как мы сказали, примут оглашение (! – т.е.крещеные пусть примут оглашение, т.е.научение в вере), восстановят веру как следуют и возуповают на Бога».

Вот как отцы подходят осторожно к крещению младенцев. Вот какие предупреждения.

Иером.Арсений Афонский: «Касательно младенцев, о коих просят Вас узнать от нас можно сказать то, что получившие святое крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили нечаянно. Равно не следует отвергнуть и тех младенцев, которые родились мертвыми, или не успели быть окрещены. Они не виноваты, что не получили св.крещения. А у Отца Небесного обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых и таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неиспытанным судьбам Божиим, и не получили святого крещения. Так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и святые отцы в синаксарии в субботу Мясопустную. Молиться за них родители могут с верой в милосердие Божие». Это конец 19-го века.

Итак, о погибели некрещеных младенцев даже и речи нет. Можно ли за них молиться? – Конечно.

Григорий Богослов пишет, что «младенцы, не принявшие крещения, не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя и не запечатлены, однако же и не худы». Что такое не прославлены и не наказаны – здесь я привожу такой пример, что на войне немногие получают в награду звание Героя страны, хотя воюют все. Но прочие, хотя и не прославлены в звании и отличии Героя, они же и не худы, потому что тоже воевали.

Важно, что факт крещения никогда не рассматривался отцами как какая-то индульгенция, как получение пропуска в Царство Божие, без которых Царство Божие закрыто. Это очень важно. Зато они всегда говорили, что для того, кто таинство принимает несознательно или без покаяния – «для того вода остается водою» (Григорий Богослов).

Максим Исповедник: «Ибо не рождает Дух Святой (в крещении) воли не хотящей». Т.е.Дух не может действовать вопреки воле и желанию человека, или без желания человека.

В 2003 г.вышла интересная 4-томная работа иезуита Арранца (я его лично хорошо знаю) «Эвхалогия Константинополя в начале 11-го века». И он говорит, что в это время до 4-5 лет над младенцем совершается т.наз.первое оглашение (т.е.уже можно научить его чему-то), и только после этого начинается второе оглашение, которое заканчивается торжественным крещением этих детей самим патриархом в присутствии 12-ти епископов (ну в 11-м веке в Кполе это было возможно, ведь все государство какое). И это крещение совершалось оч.торжественно, они были в особых белых одеждах, ходили потом всю неделю причащались в этих белых одеждах, действительно это было торжество, и как они это сами воспринимали.

И сравните, какое торжество у нас происходит, когда приносят этих младенцев, и что там творится – хоть уши закрывай. И крестные, которые не знаю в кого верят. Вот как можно под формой православия внедрять вещи очень далеко уходящие от него.

Источник: А.И. Осипов. Лекция по апологетике на 5 курсе МДС