ХРАМ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ

МОСКОВСКОЙ В ДМИТРОВСКОМ

Святыни Москвы

Сретенский монастырь: история обители и святыни

В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей – Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства – с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.

История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи “трепетали в ожидании скорбной участи”. Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.

Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется “бескровной”? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли “Кучково поле”. Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал…

Сретение означает “встреча”, встреча с иконой, с помощью Богородицы.Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.

Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет – сохранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.

В 1993 году братство «Сретение» было переведено в соседний храм Успения в Печатниках (на Сретенских воротах); в Сретенском же монастыре было открыто подворье Псково-Печерского монастыря.

В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский.

Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.

Святыни обители

  • Точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину;
  • чтимый список Владимирской иконы Божией Матери;
  • мощи сщмч. Илариона (Троицкого), перенесенные из С.-Петербурга в мае 1999 г.
  • В соборе также хранятся частицы мощей прп. Марии Египетской, свт. Николая Чудотворца, свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, прп. Серафима Саровского и иных великих угодников Божиих.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, «что в Старых Серебряниках», «в Старых Сторожах», «на Трубе», «в Крапивниках» является самым первым и древним храмом во имя преподобного Сергия в пределах Белого города. Известен с 1591 года.

В 1938 году храм был закрыт. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил престол преподобного Сергия Радонежского, после чего в храме возобновились регулярные богослужения.

Храм имеет три придела: главный — во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца; северный — во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца; южный — во имя всех святых, в земле Русской просиявших.

Святыни храма

Чудотворный Крест Патриарха Никона — Кийский Крест с частицами мощей святых угодников Божиих (XVII в.).

Крест был изготовлен по заказу Патриарха Никона «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобен мерою Кресту Христову». Размеры Креста составляют 310 на 192 сантиметров. Освящение Креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения честных древ Животворящего Креста). В память об этом на Кресте, в нижней его части, была сделана соответствующая надпись на позолоченной табличке.

В Крест помещено несколько сот частиц мощей святых и 16 камней — святынь с мест библейских событий. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезёнными с Афона в середине XVII века. Многие из редких реликвий Креста были взяты из ризницы Благовещенского собора и Образной палаты Теремных церквей Московского Кремля.

 

 

 

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери (XVIII в.)

За свою долгую историю этот чудотворный образ неоднократно становился символом веры, надежды и справедливости. Чудотворная Феодоровская икона издревле пользуется особым почтением и любовью у православных женщин, ибо молитва перед нею помогает укрепить семейный очаг и преодолеть женские недуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца (XVII в.) с частицей мощей.

Этот чтимый образ был написан неизвестным автором во 2-й половине XVII века. В начале XVIII века в икону были вложены мощи преподобного Сергия. В 2008–09 годах икона находилась на реставрации: был поновлен образ, мощевик был заменен на современный, имеющий вид креста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево

https://youtu.be/HOXdIeDeryc

Донской ставропигиальный мужской монастырь

Монастырь был основан в 1593 году. Расположен он вблизи старой Калужской дороги в юго-западном направлении от центральной части Москвы.

Свое название монастырь получил в честь Донской иконы Божией Матери, чудесным образом избавившей Москву от войска хана Казы-Гирея. Благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы орды неприятеля были изгнаны за стены города, а крымские татары более никогда не нападали на Москву.

Монастырь основан на том самом месте, где войско ожидало боя с татарскими полчищами и где стояла малая походная церковка с Донским образом Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время здесь был отстроен собор Донской иконы Божией Матери, ныне называемый Малым собором, в честь которого монастырь и получил впоследствии свое название. Таким образом, между Даниловым и Новодевичьим монастырями постепенно возникла Донская обитель – новая монашеская крепость, которая завершила формирование московского оборонительного кольца.

К началу XIX века Донской монастырь стал самой привилегированной и богатой обителью России, которая оказывала большое влияние на духовную и политическую жизнь страны в целом. С 1799-го и до конца 1827-го года в Донском монастыре размещался Духовно-цензурный комитет, который затем был перемещен в Троице-Сергиеву Лавру. На территории обители в 1834 г. располагалось духовное училище, а с начала 1909-го года и школа для обучения послушников.

С XVII века монастырь становится широко известным местом упокоения самых знаменитых людей современности. В частности, среди ранних надгробий некрополя обнаружены захоронения грузинских царей Давида (1688 г.), Александра и Матвея (1711 г.). Монастырь стал последней обителью для философа П. Чаадаева, поэтов М. Хераскова и А. Сумарокова. Здесь нашли упокоение писатель В. Одоевский, историк В. Ключевский и архитектор О. Бове.

В 1930-е годы с Даниловского кладбища в Донской некрополь была перенесена могила художника В.Перова, в 2000-м году здесь же были перезахоронены останки писателя И. Шмелева, а в 2005-м – философа И. А. Ильина и генерала А. И. Деникина. Одно из последних захоронений произошло в августе 2008-го года – на территории старинного некрополя Донской обители был погребен известный русский писатель А. Солженицын.

Святыни монастыря

Главной святыней Донского монастыря по праву считается Донская икона Божией Матери, написанная в XVI веке и установленная в иконостасе Большого собора.

Автором Донской иконы Пресвятой Богоматери считается преподобный Феофан Грек. По преданию, 8 сентября 1380 года в день великой Куликовской битвы (на праздник Рождества Пресвятой Богоматери) икона вдохновляла русских воинов на победу, находясь среди войска, а после победоносного сражения была преподнесена донскими казаками в дар князю Димитрию (прозванному затем Донским), который в память славной победы на Дону нарек ее Донской и перенес в Москву. Поначалу икона находилась в Успенском, а затем была перенесена в Благовещенский собор. Ныне же святыня хранится в Государственной Третьяковской галерее.

По сложившейся традиции каждый год 1 сентября (по ст. стилю 19 августа), в день чествования Донской иконы Божией Матери ее доставляют из Государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь, где пред этой древней святыней Святейший Патриарх при огромном стечении богомольцев из Москвы и других городов России и зарубежья совершает Божественную литургию.

 

Другой духовной жемчужиной Донской обители являются святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие в золоченой раке в Большом соборе монастыря.

В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара практически случайно были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Находка стала настоящим чудом и еще одним свидетельством возрождения собора. Незадолго до обретения мощей, в 1989 году, Русская Православная Церковь канонизировала патриарха Тихона и причислила его к лику святых.

Также среди главных святынь Малого собора – чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение», с ними соседствует список Донского образа Пресвятой Богородицы, украшенный особой сенью.

В часовне-усыпальнице Левченко (начало XX века, архитектор И. Клейн) сохранилась мозаичная икона святителя Николая, а у стен Малого собора – могила мученика Якова Полозова, келейника святителя Тихона.