ХРАМ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ

МОСКОВСКОЙ В ДМИТРОВСКОМ

Серпухов

Высоцкий мужской монастырь

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. Основан он был в 1374 году и по месту основания на холме Высоком получил название Высоцкий.

Первым настоятелем обители стал ученик преподобного Сергия – преподобный Афанасий старший. Благодаря трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.
Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.
По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.
В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.
К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.
В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.
25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.
Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.
В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.
В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Владычний Введенский женский монастырь

 

Один из самых древних русских монастырей — Введенский Владычний женский монастырь города Серпухов — ещё в далёком 1360 году основал Митрополит Алексий, святитель Московский и чудотворец всея Руси. Монастырская летопись рассказывает, что когда-то услышал он голос, который исходил от иконы Божьей Матери. И голос этот сказал ему, что должен он построить монастырь.Причём было точно указано место — близ града Серпухов, посреди соснового бора, на правом живописном берегу протекающей там реки с названием Нары. И даже указано событие из земного бытия Богородицы, в честь которого нужно было построить и назвать монастырь: Введение во Храм Пречистой Девы.
И вот послал Алексий туда своего лучшего келейника, звали которого Варлаам, чтобы тот осмотрел указанное таким чудным образом место. Так случилось, что пришлось Варлааму там заночевать, и услышал он во сне сильный звон. Так он понял, что это и есть то место, на которое указала Богородица.Спустя некоторое время сам Алексий прибыл туда и также, услышав красивый звон, решил строить обитель именно здесь, в этом удивительно красивом месте.По его указанию заложили здесь деревянную простую церковь, а через два года — каменную. Преподобный Варлаам стал первым Настоятелем монастыря. Именно Варлаам указал на то, что будет называться он по имени Владычицы Божьей Матери.
В 15 веке во времена частых татарских набегов, чтобы защититься от врагов, пологие берега реки, протекающей возле храма, укрепили оградой из заострённых брёвен — острогом. И конечно же, сама обитель приобрела вид крепости — её оградили массивной стеной и амбразурами. Во дворе на случай нападения вражеских отрядов стояли пушки.
В 1377 году для Владычнего монастыря специально была написана удивительная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Расположенная на самом почётном месте соборного храма, она считалась самой главной его святыней и верующими почиталась как чудотворная.
С конца 17 века началось время упадка и полнейшего опустошения обители.
Вторая жизнь Владычного монастыря началась в 1806 году, когда Митрополит Московский Платон (Левшин) получил у Императора Александра I разрешение на её переименование в женскую обитель. Его первой игуменией стала монахиня Дионисия, потом настоятельницы менялись, но каждая много делала для процветания этого святого места.
Храмы обновились и приобрели удивительную внутреннюю и внешнюю красоту, для паломников построили новые гостиницы, была обустроена больница и аптека при ней. В монастыре появились небольшой скотный двор, земли под пахоту, огороды и сады, стали разводить пчёл и собирать мёд.
В 1878 году в храме к всеобщей радости появилась чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». Но после революционного переворота 1917 года подлинник был утерян.
Сейчас в храме находится список этой иконы, но и он тоже являет людям свою исцеляющую силу, избавляя страждущих от различных видов зависимости: от страсти к алкоголю, табаку, наркотикам и различного вида компьютерным играм.
В самом начале 20 века в монастыре кроме настоятельницы уже жили 50 монахинь и 326 послушниц. Три святыни Владычного монастыря: надгробие преподобного Варлаама, иконы «Неупиваемая Чаша» и «Введение Богородицы во храм» постоянно освещает негасимый свет лампад.
В наши дни копия Чудотворной иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», написанная в 1993 году, находится в Высоцком мужском монастыре, расположенном в нескольких километрах от женской обители. А в храме великомученика Георгия Владычнего женского монастыря есть список, сделанный в 1995 году.

Вознесенская Давидова Пустынь

Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу.
Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем.
Охраняемая святыми молитвами своего основателя, обитель прп.Давида существует уже 500 лет. За это время она не раз терпела различного рода невзгоды и нестроения, но по милости Божией при поддержке благочестивых людей с терпением перенесла их и в настоящее время продолжает активно восстанавливаться и развиваться.
Сегодня монастырь насчитывает 12 насельников. Настоятелем обители является игумен Сергий (Куксов). Ежедневно в стенах обители совершается литургия.
В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, одержимые плотскими страстями, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от этих недугов пред частицей мощей сего дивного угодника Божия. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмц. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии.

Недалеко от монастыря, в селе Талеж Чеховского района Московской области находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя прп. Давида. Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. Православные люди приходили сюда, чтобы испить живительной влаги, которая освящалась по молитвам прп. Давида – покровителя нашей земли Лопасненской, ходившего на родник из пустыни пешком. На территории подворья действует храм во имя прп. Давида, устроены купальни. Всякий, побывавший в этом святом месте, уходит утешенный и уносит с собой частицу благодати Божией, которая обильно передается через причащение и омовение святой родниковой водой из источника прп. Давида.