ХРАМ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ

МОСКОВСКОЙ В ДМИТРОВСКОМ

СЕРГИЕВ ПОСАД

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Одной из главных и самых знаменитых обителей Русской земли является Троице-Сергиева Лавра. Ее история связана с именем великого русского подвижника и святого
Сергия Радонежского. Сергий Радонежский оставил большой след в русской истории и развитии православия в русском государстве. До принятия монашества Сергий носил имя Варфоломей. В 1337 году Варфоломей  и его брат Стефан построили на холме Маковец деревянную церковь в честь Святой Троицы. Стефан вскоре покинул брата, а Варфоломей принял постриг с именем Сергий. Вокруг него сформировалась монашеская община – возник Троицкий монастырь. Образованный и дипломатичный, Сергий Радонежский имел большое влияние в церковных кругах и среди русских князей, принимал участие в решении спорных политических вопросов. Сюда накануне Куликовской битвы (1380г.) приезжал за благословением князь Дмитрий Донской. Вместе с князем на битву отправились иноки монастыря – Пересвет и Ослябя, которые до монашества были воинами.

Сергий Радонежский скончался в 1391 году. В 1422 году он был канонизирован, а спустя год был построен каменный Троицкий собор, где и покоятся мощи святого.

Собор был расписан иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Черным. Шедевр русской иконописи – «Троица» – также была создана для Троицкого собора. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

Значение монастыря после смерти преподобного Сергия не уменьшилась. Сюда на богомолье приезжали московские князья, а потом цари. Иван Грозный побывал здесь семь раз. По его приказу были построены каменные стены и Успенский собор (1585г).
Пятиглавый храм с центральным золотистым и четырьмя синими куполами выполнен
по образцу одноименного собора Московского кремля.

Благодаря прочным стенам и мужеству оборонявшихся монастырь в годы Великой Смуты выдержал 16-месячную (1608-1910гг.) осаду польских интервентов и остался непокорённым. Дочь Бориса Годунова Ксения, пережившая осаду, сообщала, что
каждый день от ран и голода умирало по 20-30 защитников монастыря.

В 1680-х годах, во время стрелецких бунтов здесь укрывался молодой царь Петр I. В годы его правления была построена Трапезная палата (1692г.) – самое нарядное здание в лавре. При Елизавете Петровне начала работу духовная семинария, возведена лаврская Колокольня (1770гг.). Её высота 88м. Колокола имели определённую тональность и имена. Самый большой  – «Царь-колокол» весил 65 т. Большие колокола
не уцелели – в 1930 году их скинули и отвезли на переплавку.
В последние годы, одновременно с реставрацией колокольни ведётся восстановление колокольного ансамбля.

После революции Лавра была закрыта. На её территории разместились различные учреждения, монашеские кельи превратились в квартиры. В 1920 году здесь был открыт
музей-заповедник, это помогло уберечь сокровищницу Ризницы в полной сохранности.   В 1946 году деятельность Лавры была восстановлена. Вернулись к работе учебные заведения: Духовные семинария и академия, переведённая сюда в 1814 году из Москвы.

Троице-Сергиева Лавра – одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV – XIX веков.

 

Гефсиманский Черниговский скит

В трех километрах восточнее Троице-Сергиевой Лавры находится одно из ее подворий – Черниговский скит, появившийся в этих местах в середине 19 века. Совсем недалеко тогда существовал и Гефсиманский скит, о месте расположения которого сегодня напоминают небольшая оградка и башенка. В память об исчезнувшем ските Черниговский носит двойное название Гефсиманско-Черниговский. А когда-то его называли «Пещеры».

Организация нового скита была вызвана поиском нового источника духовной жизни по заветам Преподобного Сергия Радонежского. К этому источнику стремились и простые люди и известные философские умы того времени. Жили монахи русской Гефсимании более чем скромно – без жалования, в поношенной одежде с самой примитивной церковной утварью и посудой. Первым храмовым сооружением была деревянная Успенская церковь, затем строится церковь Трапезная.

Организация нового скита была вызвана поиском нового источника духовной жизни по заветам преподобного Сергия Радонежского. К этому источнику стремились и простые люди и известные философские умы того времени. Жили монахи русской Гефсимании более чем скромно – без жалования, в поношенной одежде, с самой примитивной церковной утварью и посудой. Первым храмовым сооружением была деревянная Успенская церковь, затем строится церковь Трапезная.

Вскоре в Гефсиманском скиту появляется известный юродивый Филиппушка. Обойдя множество святых мест и монастырских земель, Филипп мечтает о создании подземной монашеской обители, по примеру понравившейся ему Киево-Печерской Лавры. Лучшим местом для этого оказалась малолюдная территория Гефсиманского скита, куда его и отправляют из Троице-Сергиевой лавры. Филипп испрашивает разрешения на создание для себя подземной кельи, правда формулирует он эту просьбу как желание «выкопать погребок». Строительство «погребка» он начинает в небольшом отдалении от Гефсиманского скита. К титаническому труду Филиппушки постепенно присоединяются и другие члены монашеского братства. Время появления Филиппушки на скитской территории приято считать временем создания Черниговского скита.

Вскоре монахам скита был подарен образ Черниговской Богородицы, который спустя несколько лет был признан чудотворным. К концу 19 века название этой иконы переходит на название всей бывшей «Пещеры» – скита, который рос и застраивался, причем строительство шло и за счет расширения подземной территории, и за счет создания новых храмов. И, конечно же, венчает это строительство создание великолепного Черниговского храма.

После революции Черниговский скит закрывается, все монахи переводятся в Гефсиманский скит, но и тот вскоре превращается в клуб для глухонемых. В 50-х гг. 20 столетия территория бывшего Гефсиманского скита переходит в руки военного ведомства, что приводит к уничтожению оставшихся скитских строений, на месте которых появляются военно-учебные корпуса. А территория Черниговского скита использовалась то под тюрьму, то под инвалидный интернат, то под складские помещения. В начале 90-х возрожденный скит приписывается к Сергиевой Лавре.

Сегодня сюда любят приходить верующие паломники и простые туристы. Ведь здесь можно увидеть своими глазами знаменитые подземные церкви и кельи, попить святой водички из местного источника и угоститься церковной выпечкой в Монастырской трапезной, а кроме того восхититься удивительно живописными видами монастырских окрестностей и прудов, которые были искусственно созданы жившими здесь монахами.

 

Спасо-Вифанский мужской монастырь

В четырех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, на юго-восточной окраине Сергиева Посада идёт восстановление Спасо-Вифанского монастыря. Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). Строительство велось в 1783—1788 годах. Название «Вифания» новый скит получил по приделу Преображенского собора в честь Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской. Этот небольшой каменный собор с престолами в честь Преображения Господня в верхнем и Воскрешения праведного Лазаря в нижнем ярусах стал центром обители. Митрополит Платон так объяснял идею Спасо-Преображенского собора: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».

            «Союз таинственный» нашел наглядное выражение в объединении двух названных выше престолов в одном храме и особенно в его необычном внутреннем устройстве, целиком созданном по замыслу митрополита Платона. Небольшой собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и одновременно напоминало храмы первых веков христианства. Обращенная к молящимся алтарная стена нижнего Лазаревского храма представляла вид пещеры, так как именно в пещере по иудейскому обычаю был погребен праведный Лазарь. Над «пещерой» возвышался алтарь верхнего Преображенского храма, устроенный в виде евангельской горы Фавор. Гора была устлана мхом, украшена искусственными цветами и кустарниками, фигурками зверей. «Фаворская гора» и пещерообразный храм в ее основании давали простым богомольцам наглядное представление о двух событиях Нового Завета, которым и посвящался Спасо-Преображенский собор.

Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века, переделки коснулись и интерьера. В XIX веке появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.При монастыре была открыта Вифанская духовная семинария.

В советское время монастырь был закрыт, многие сооружения снесены и перестроены.В 2002 году по благословению Патриарха Алексия II Вифания получила статус подворья Лавры. Началось возрождение из руин Спасо-Вифанского монастыря. 

 

Глинково

Село Глинково расположено на берегу реки Торгоши, в 2,5 километра к востоку от Сергиева Посада. В древние времена оно располагалось по обеим сторонам реки. Глинково упоминается в жалованной грамоте 1462 г. великого князя Московского Иоанна III Троице Сергиеву монастырю: в числе прочих пожалований и половина сельца Глинкова. В конце 17 века в селе была ветхая деревянная церковь. В 1701 г. по прошению архимандрита Троице-Сергиева монастыря Иллариона построена и освящена новая деревянная церковь во имя 12 апостолов. В 1825 г. начата постройка ныне существующего каменного храма, который в 1834 г. закончен, а в 1847 г. возведена колокольня (разрушена в советское время). Храм был двухпрестольный: Корсунской иконы Божией Матери и 12 апостолов. Вблизи стояла каменная часовня.

В советское время храм закрыт и разорён.Здание разрушалось, частично были утрачены стенные масляные росписи второй половины 19 века. В конце 90-х годов 20 века в храм был назначен настоятелем архимандрит Герман (Чесноков), который более 10 лет добивался разрешения на его восстановление.

Только в 2010 году церковь была возвращена верующим, а в 2011 году состоялось малое освящение храма. Ныне храм отреставрирован и в нём совершаются богослужения. В церкви находится чудотворный образ Корсунской иконы Божией Матери, список с оригинала, написанный святым апостолом Лукой. Также святынями храма являются частица мощей св. великомученика Георгия Победоносца и сапожок, освященный на мощах святителя Спиридона Тримифунтского. Церковь Иконы Божией Матери «Корсунская» — это единственный храм в Сергиево-Посадском районе, в котором ежедневно после утреннего и вечернего богослужения совершается крестный ход. При храме есть община сестер, которые ведут полноценную монашескую жизнь. Впоследствии храм и его территория получат статус женского монастыря.