ХРАМ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ

МОСКОВСКОЙ В ДМИТРОВСКОМ

БОРОДИНО – МОЖАЙСК

Спасо — Бородинский женский монастырь

Спасо — Бородинский женский монастырь — это абсолютно уникальный монастырь среди всех православных обителей России. Он стал первым памятником в России героям Бородинской битвы и был до послевоенного периода XX в. крупнейшим воинским мемориалом в нашей стране тех лет. Находится вблизи деревни Семёновское в Бородинском сельском поселении Можайского района Московской области. Основан в 1839, закрыт в 1929, возобновлён в 1992 году.

Святая обитель была создана по инициативе Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной) на месте гибели ее мужа, генерала Александра Алексеевича Тучкова, погибшего при Бородине.

Маргарита Тучкова (Нарышкина) была старшей дочерью подполковника Михаила Петровича Нарышкина. В 16 лет Маргарита Михайловна вышла замуж за Павла Михайловича Ласунского, сына генерал-поручика М. Е. Ласунского. Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. С Александром Тучковым Маргарита Михайловна познакомилась ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Свадьба состоялась лишь в 1806 году и для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы полного счастья замужества. Она сопровождала мужа в шведском походе и разделяла с ним все трудности военной жизни. В 1812 году Маргарита Михайловна не могла следовать за мужем. Было решено, что она проводит мужа до Смоленска и отправится к родителям в Москву. 1 сентября 1812 года Маргарита Нарышкина узнала от брата Кирилла Михайловича о смерти мужа, убитого в Бородинском сражении. По преданию Маргарита Михайловна предчувствовала гибель мужа: во сне она услышала слова «Твоя участь решится в Бородине». Это случилось задолго до сражения под Бородино. Она и муж безуспешно искали на карте название селения и не нашли его в карманном географическом атласе.

Спасо-Бородинский монастырь был основан Маргаритой Тучковой на месте гибели ее мужа. Место было найдено не сразу, только в 1817 году сражавшийся рядом с А. А. Тучковым генерал П. П. Коновницын написал Маргарите Михайловне о том, где последний раз видели ее мужа на средней Багратионовой флеши. Вдова испросила высочайшего разрешения на сооружение поминальной часовни на этом месте, и получила его вместе с 10 тысячами рублей от государя на строительство. В 1818 году началось возведение храма-усыпальницы Тучкова. Она была спроектирована в форме античного мавзолея и украшена лепкой и картинами на военную тему. Для себя вдова устроила напротив мавзолея небольшой домик-сторожку из красной сосны, где она останавливалась вместе с малолетним сыном Николенькой. Сыну она посвящала все свое время и внимание, и воспитывала его в тульском имении, удалившись от светской жизни. Но возлагаемым на сына надеждам не суждено было сбыться: в возрасте пятнадцати лет мальчик скончался на руках у матери. Похоронив сына в склепе под Спасской часовней-усыпальницей, Маргарита Михайловна окончательно переселяется в свою «сторожку» на Бородинском поле. Она вносит солидный вклад в Опекунский Совет для братии Можайского Лужецкого Богородицкого монастыря, и испрашивает благословения на ежедневное совершение литургий в Спасском храме монахами этого монастыря. Маргарита Михайловна получает прозвание Бородинской Отшельницы, и к ней начинают приходить вдовы и девицы, ищущие помощи и уединения.

К 1833 году на поле Бородина образуется община, которая сначала получает статус Богоугодного Общежития, а в 1838 году Спасо-Бородинского второклассного женского монастыря. Обитель была обнесена кирпичной оградой, выстроили жилые и хозяйственные корпуса. Митрополит Московский Филарет, духовный наставник Тучковой, постриг ее в монахини в 1836 году в Троице-Сергиевой Лавре под именем Мелании. Спустя четыре года монахиня Мелания становится игуменьей Марией.

Монастырь обрел громкую славу во всей России, сюда стекались паломники и насельницы, многие знатные и богатые семьи становились жертвователями монастыря. Кроме того, обитель пользовалась особым покровительством царского дома. Саму игуменью Марию дважды приглашали ко двору на обряд Миропомазания невест императорской фамилии. При этом она оставалась скромной и открытой любому человеку, ищущему у нее помощи и поддержки, чем снискала искреннюю любовь всех окрестных жителей.

Умерла Матушка Мария в 1852 году и была погребена в Мавзолее Тучкова, рядом с сыном. По настоянию Митрополита Филарета, ее «сторожка» сохранялась как музей. Во время Великой Отечественной войны, когда на Бородинском поле снова шли кровавые бои, деревянная сторожка сгорела. Восстановление ее началось только в 1984 году, сейчас в ней находится музей.

Начало строительству нового большого собора Владимирской иконы Божией Матери успела положить сама игумения Мария, при ней был создан проект и даже заложен фундамент. Но увидеть новый собор не на бумаге, а в камне она не успела… Новой настоятельницей монастыря стала игуменья Сергия, при которой и продолжился начатый Тучковой новый этап строительства. Возведение храма было заказано московскому архитектору Михаилу Доримедонтовичу Быковскому, уже имевшему за спиной множество известных и очень удачных работ. Имя для собора было выбрано не случайно: битва на Бородинском поле произошла в день празднования Владимирской иконы. Средства на постройку собора жертвовали офицеры и солдаты русской армии, участники Бородинской битвы и их потомки. Собор Владимирской Божией Матери был освящен в 1859 г.

Трапезная церковь была построена в 1874 г. Это с виду небольшое изящное одноглавое здание с элементами неорусского стиля на самом деле очень просторно и велико: в нем располагалась не только трапезная, но и некоторые монастырские службы. Храм получил свое название опять же не случайно: в этот праздник со времен Екатерины II совершаются молебны в память воинов, погибших за Родину. Сейчас в трапезной церкви находится музей.

Барельеф Триумфальной арки XIX века в ограде Спасо-Бородинского монастыряВ советское время обитель пережила тяжелые времена. Несмотря на то, что местные жители относились к ней с любовью и почтением, власти закрыли ее, многие сестры были арестованы, имущество разграблено. Не сохранились старые интерьеры храмов, в том числе соборный иконостас (ныне восстановлен). Однако в советское время, как ни удивительно, монастырь получил неожиданный подарок — в западную стену его ограды, с внутренней стороны, были вмонтированы фрагменты скульптурных композиций, снятых с Триумфальной арки в Москве при ее демонтаже в 1936 году. Когда арку восстановили, скульптуры так и остались в монастыре.

Монастырь был возвращен Церкви в 1992 году. Поток паломников, как и в прежние времена, не иссякает. И каждого прибывшего в монастырь встречают радостно и приветливо, так что не остается сомнений: обитель возродилась и не утратила своего духа. Таким, и только таким, наверное, и может быть настоящий монастырь.

Никольский Собор Можайского Кремля

Можайский Никольский собор готической архитектуры стоит на высокой крутой горе. Храм двухэтажный. Первый его этаж, сложенный из огромных глыб дикого камня, — это ворота крепости XIV  в. Здесь в надвратной церкви хранился чудотворный образ Николы Можайского, вырезанный из дерева в том виде, в каком святитель явился когда-то над осажденным городом.

Храм на городских воротах существовал с древнейших времен и первоначально не был соборным. В документах1596—1598 гг. он именовался Воздвиженским и имел придел в честь чудотворной иконы святителя Николая.

В Можайск часто ходили на богомолье цари и патриархи, чтобы поклониться святыне. В былые времена образ стоял в иконостасе и украшался драгоценными дарами усердных почитателей, принесенными в благодарность за полученные исцеления.

В первой четверти XVII  в. храм на городских воротах носил уже название Никольского. В 1626 г. по государевой грамоте в нем исправили наружные повреждения, причиненные ему при нашествии поляков. 14 марта 1683 г. Патриарх Иоаким приказал сделать новый иконостас. На плане Можайска от 1756 г. у него значится придел в честь Воздвижения Креста Господня.

До начала XIX  в. собор имел пять глав, колокольня его находилась на трапезе, а паперть — на арках.

В 1804—1812 гг. придел, колокольня и паперть разобрали за ветхостью и устроили вновь; ворота крепости заделаны с обеих сторон, пять глав уничтожены, и вместо них сделан большой купол с четырьмя башенками. Собор приобрел тот вид, который имеет теперь.

В 1812 г. французы сожгли иконостасы, расхитили и уничтожили церковное имущество. После их изгнания был обновлен придельный храм и освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а затем в 1816 г. возобновлен и сам собор. Колокольню построили весною 1814 г. В 1829 г. в куполе устроили церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

Последний настоятель собора до его закрытия — священник Константин Некрасов в 1937 г. был расстрелян на Бутовском полигоне; ныне прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В 1933 г. собор закрыли. Во время Великой Отечественной войны разрушили ротонду. В послевоенные годы проводились частичные ремонтно-восстановительные работы. В 1960-егг. в храме разместили трикотажную фабрику. В 1980-хгг. Никольский собор и другие здания Можайского кремля перешли к Государственному Бородинскому военно-историческому музею.

В 1994 г. в соборе возобновились богослужения по воскресным и праздничным дням.

Можайский Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь

Расположен Ферапонтов монастырь на окраине г. Можайска на высоком правом берегу р. Москвы среди обширных пойменных лугов, в местности, издревле именовавшейся «Лужки». Основан в 1408 г. третьим сыном св. блгв. Димитрия Донского кн. Андреем Дмитриевичем, владевшим Можайском, Вереей, Медынью, Калугой и Белозерском. Первым игуменом обители стал прп.Ферапонт.

Прп. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от свт. Федора, племянника прп. Сергия Радонежского.

Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку.

Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма.

В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV – нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.

В 1681-92 гг. обитель обнесли каменной стеной с 6-ю башнями. Тогда же  были возведены 4-х ярусная шатровая колокольня (выс. 35м), Братский корпус и Настоятельские покои, которые, как и Казначейский корпус (1814 г.) были сильно перестроены в XIX-XX вв.

В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.

Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение церкви прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.

В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Свят. Патриарх Алексий II.

Ныне рака с мощами великого угодника Божия находится в надвратной Преображенской церкви. Братия монастыря (5 насельников) во главе с настоятелем игум. Борисом неустанно трудится, возрождая древнюю обитель.

Источник преподобного Ферапонта

Святой источник преподобного Ферапонта особо почитается жителями Можайска. Этот источник был выкопан руками самого святого возле основанной им обители в 1408 году. Со всей Руси к преподобному Ферапонту приезжали миряне за успокоением и исцелением. Неудивительно, что источник Ферапонта сразу обрел славу целебного. Вода в нем действительно удивительно вкусная. Древние церковные предания гласят, что испить лечебной водицы приезжали сюда богомольцы и недужные из разных уездов, и по вере своей получали исцеление.

Известный столичный купец Иван Рыбников прибыл сюда в 1861 году. Вода из святого источника вылечила его недуг, и в память об этом чуде купец построил здесь часовню и обустроил колодец. С той поры каждое 27 мая (день памяти святого Ферапонта) верующие обходят святой источник крестным ходом.

В послереволюционные годы Лужнецкий монастырь, как и сотни других обителей, был закрыт. Запустел и источник. С течением лет, память о нем практически стерлась, и уже никто не мог сказать, где именно он находился.

С момента восстановления монастыря к святому источнику вновь потянулись вереницы мирян. Колодец заново обустроили, возвели новую часовенку, установили купели.