ХРАМ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ

МОСКОВСКОЙ В ДМИТРОВСКОМ

Животворящие святыни!

Земля была б без них мертва,

Без них наш отчий край – пустыня

Душа – алтарь без божества.

А.С.Пушкин

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери и святым видимое поклонение. Стремление к паломничеству является внешним проявлением богоискательства, свойственного человеческой душе. Главным отличием паломничества от простого путешествия является то, что в первом случае человек является не просто зрителем исторических мест, но и стремится получить благодатную пользу. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Современныепаломники приезжают в святые местадля того, чтобы помолиться о прощении грехов, попросить у Бога и его святых угодников помощи в своих нуждах. Они едут в монастыри и храмы, которые являются местами особенного присутствия Божия. Это означает, что в святых местах им легче ощутить Божественное присутствие. Поэтому паломнический путь, куда бы он ни вел,— это дорога к Богу.

А.С. Пушкин в одном из своих стихотворений очень выразительно передал сердечное устремление к горнему миру при взгляде на отдаленно возвышающийся монастырь:

«Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!..»

В паломничествах люди испытывают на себе действие Божественной благодати, сохраняющей и возрождающей их духовную жизнь. Именно поэтому они возвращаются из паломничеств словно обновленными, наполненными сил для последующей жизни. Многие получают исцеления от своих недугов. Господь укрепляет паломников для продолжения борьбы со страстями, утверждает во всем добром.

Во время паломнических поездок мы прикладываемся к мощам святых. Когда мы делаем это, то приобретаем себе небесного друга и заступника. Ведь каждый православный святой, на встречу с которым мы направляемся, являет собой пример жизни во Христе. Прикладываясь к мощам угодников Божьих, мы свидетельствуем о незримой связи между Церковью земной и Церковью небесной. Мы как представители Церкви земной и существа материальные не можем видеть мир духовный телесными очами, поэтому нуждаемся в зримых «проводниках» благодати Божьей, которыми являются святая вода из источников, купание в них и земелька из святых мест. Однако, это всё же вещи второстепенные. Большее значение имеет то, что для многих паломническая поездка становится  поводом для того, чтобы приступить к Таинствам Исповеди и Причастия. Таким образом, духовная составляющая паломнической деятельности является наиболее ценной.

Другой составляющей паломничества является его познавательно-психологический аспект. Паломничества позволяют расширить наши представления о мире, выйти за границы своего прихода и приобрести новые познания о Церкви. Паломничества наводят нас на мысль о том, что полезно знать историю своей страны и историю Русской Православной Церкви. Зная историю, человек приобретает целостный взгляд на прошлое, и ему гораздо проще понять и запомнить разрозненные факты, которые он узнает из паломнических поездок.

Мы проводим жизнь в ежедневном ритме одних и тех же занятий, в кругу одних и тех же людей. И время от времени чувствуем усталость от однообразия.Паломничества становятся для нас способом приобретения новых впечатлений, в которых нуждается наша психика. Это благочестивый вид отдыха. В суете житейских и приходских дел мы зачастую не имеем возможности узнать друг друга поближе. Паломничество дает такую возможность.Дорога к святыням занимает несколько часов, и всякий участник поездки может провести это время в простом человеческом общении.

Православный приход как часть Церкви имеет образ семьи со своим отцом — настоятелем — и членами, объединенными совместной молитвой, трудом и общей трапезой. Организованный отдых может и должен являться одной из составляющих, которые связывают эту семью определенными узами. Паломничество становится совместно прожитым событием для прихожан. Небольшой отрезок времени, пока длится поездка, является общей частью жизни, дарит общие впечатления.

Всех с радостью приглашаем принять участие в наших паломнических поездках!